19 февраля — Неделя о Страшном суде (мясопустная)
«Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший»
Кондак Недели о Страшном суде. Глас 1
Третья неделя (воскресенье) подготовительного периода к Великому посту именуется в православии Неделей о Страшном суде или Неделей мясопустной.
Первое название — Неделя о Страшном суде — связано с тем, что в это воскресенье на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея о предстоящем Страшном суде живых и мёртвых (Мф.25:31–46): поэтому Неделе о страшном суде предшествует Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую молятся о всех от века усопших христианах, в том числе предках каждого, «как бы умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию, чтобы Он»[1] умилостивился над ними и даровал обещанное наслаждение Царствия Небесного. Особенно важно это поминовение для тех, кто не получил должного отпевания, псалмопения и упокоения после своей смерти (в силу ее внезапности, от моровых поветрий, на чужбине и т.д.) – потому оно и имеет Вселенский характер. Другая причина – напомнить о смерти, о том, что смертное упокоение – последнее из наших земных дел, их конец, после которого настанет лишь всеобщее воскресение и Страшный суд, чтобы настроить еще живущих на земле на покаянное настроение и духовные подвиги Великого поста. Поэтому в чтении Евангелия в субботу Господь напоминает нам о Страшном суде, по итогам которого «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:29).
Второе название – Неделя мясопустная имеет в основе предписание Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса, оставляя возможность на следующей календарной неделе – Сырной седмице (народное название – Масленица) до воскресенья включительно — Недели сыропустной (26 февраля) вкушать только молочные продукты и яйца (отсюда название седмицы и воскресенья). Неделя сыропустная иначе называется Прощеным воскресеньем или Изгнанием Адама из Рая.
Воспоминание о Страшном Суде дано нам для того, чтобы мы, по своей духовной черствости не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, поскольку Господь не только бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден; Он — не только любящий Отец, но одновременно и Праведный Судия, воздающий каждому по делам его.
По словам священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, Евангельские тексты и богослужение Недели о Страшном суде даны нам, чтобы неослабнее хранить память о последнем Страшном Суде Христовом и муках геенны огненной – для того, чтобы живя на земле, плакать и радоваться совсем не о том, о чем обычно мы плачем и радуемся, а заменять бесполезные печали века сего скорбью, полезной для души в ее жизни вечной, радостям суетным, мимолетным предпочитать радости во Христе нескончаемые! Чтобы вслед за святой Церковью, из глубины сердца воздыхая, молиться: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися!», или словами одного из самых известных и глубоко переживаемых текстов седальна утрени: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя».
Богослужение Недели о Страшном Суде и Сырной Седмицы.
Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде содержат темы Воскресения Христова и притчи о Страшном суде, отражая церковное предание о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд: упоминаются огненная река, разгибание книг, огонь неугасимый, раскрытие тайн. Также появляется тема беседы со своей душой, которая в полной мере будет показана в Великом покаянном каноне прп. Андрея Критского («Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?»). Например, в стихире на стиховне на Славу: «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися; Доколе унынием слезиши; Что не помышляеши о страшном часе смерти; Что не трепещеши вся Страшнаго Судища Спасова?».
Другие тексты напоминают нам о грозности и страшности Пришествия Судии, чтобы подвигнуть нас к покаянию и исправлению, а не только ради устрашения: «Се день грядет Господа Вседержителя. И кто стерпит страх пришествия онаго? День бо ярости есть и пещь горящая, воньже Судия сядет и по достоянию деяний комужде отдаяй» (Ексапостиларий на Славу). Очень красочно назван предстоящий Великий Пост – царицею добродетелей (церковнославянскому «пост» в первооснове – греческом тексте – соответствует существительное женского рода) – в конце пения хвалитных стихир: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей: се бо прииде, богатство нам благих подающи; страстей утоляет дмения[2], и Владыце примиряет прегрешения».
Следует также сказать несколько слов о богослужении Сырной седмицы – Масленице – для правильного ее проведения православными при подготовке к Великому Посту. Православный смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обычной жизни – духовной и телесной — к подвигам воздержания в пище и духовной жизни Великого Поста. Поэтому в среду и пятницу Сырной седмицы, как упражнение в воздержании, даже не совершается Божественная Литургия (как во дни Великого Поста), и добавляются элементы великопостного богослужения: земные поклоны, покаянная молитва прп. Ефрема Сирина (которая с первого дня Великого Поста будет читаться каждый день вплоть до Великой Среды Страстной Седмицы, т.е. закончится ее чтение только за 3 дня до Пасхи), Аллилуйя на утрене вместо Бог Господь, исполнение особой службы – изобразительных и другие великопостные элементы богослужения. В Субботу же сыропустную (25 февраля) – перед последним днем-воскресеньем до начала Великого поста совершается празднование в честь и память Всех преподобных и богоносных отец, просиявших в подвиге воздержания.
Отсюда очевидно, что для православного человека проводить последнюю подготовительную седмицу по-язычески – в чревоугодии, шумных гуляньях и сомнительных забавах, игрищах – не будет служить его духовной подготовке к подвигам Великого Поста – достижению духовного покаяния и умиления, а скорее наоборот – развращать дух и тело и рассеивать его внимание. При том, что первые четыре дня Великого Поста в храмах читается Покаянный Канон прп. Андрея Критского. Будем же благоразумны и умеренны в образе жизни в Сырную седмицу, чтобы достойно встретить начало Великого Поста в правильном духовном состоянии.
В заключение – иконографическая иллюстрация темы Недели — композиция «Страшный суд» — прп. А. Рублева, Даниила Черного и их коллег – иконописцев, расписанная под хорами Успенского собора во Владимире, представленная как видение, показанное ангелом пророку Даниилу (Дан. 7.17-18), в котором ему было показано 4 животных. Они символизировали 4 царства, которые попеременно будут иметь место на земле, после которых придет Царство Всевышнего, чтобы установиться на все века. О приходе последнего свидетельствуют Ангелы, свивающие небеса, подобно свитку, на которых изображены другие преходящие царства символами зверей. Прп. Андрей Рублев так истолковал четырех животных: медведь – Вавилонское царство, грифон – Македонское царство, крылатый барс – Римское царство, и рогатый зверь – царство антихриста.
Особенность богословия «Страшного Суда» в версии прп. Андрея и Даниила – Христос во Втором Пришествии не представлен в образе Судии, но явлен как Христос во Славе – парящим под небом, свиваевым Ангелами над ним; под Ним, находящимся в воздухе – находятся уготованный Престол с орудиями Страстей — крестом, тростью, копием (такое изображение Престола уготованного носит название Этимасии – символа Страшного Суда и невидимого присутствия Бога), к которому в молитве обращены Богоматерь, Иоанн Предтечи, а также – по бокам Апостольский трибунал, совершающий суд в окружении множества беседующих Ангелов (лики Ангелов сходны с ликами Ангелов «Троицы»). Таким образом, Христос показан не как Судия на престоле, но в Своем Втором Пришествии во Славе.
Рядом с Этимасией и Крестом — сосуд с пролитой кровью Спасителя и прикрепленными весами для взвешивания добрых и злых дел. К сосуду коленопреклонены Адам и Ева, припадая к крови Спасителя, — образ искупления Крестной жертвой их первородного греха прародителей и всего человеческого рода.
Из всей композиции можно сделать вывод, что Второе Пришествие Христа изображено не как Страшный Суд, но как искупление грехов и воссоединение преображенного человечества с Богом.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография: учебное пособие и хрестоматия / Е.Н.Никулина. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения подготовительных седмиц к Великому Посту. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
[1] Синаксарь в Субботу мясопустную
[2] Страстей укрощает кичение