23 апреля: Антипасха — Обновление Воскресения Христова. Фомина неделя.
Видя Моя ребра, и язвы гвоздей, Фомо, что не веруеши Моему Воскресению? Господь глаголаше, воскрес от гроба, являяся апостолом неизреченно. Близнец же веровав, вопияше Создателю: Бог мой еси и Господь.
Седален Триоди в Неделю Антипасхи, Глас 1
Второе воскресенье по Пасхе, заканчивающее Светлую неделю и начинающее вторую неделю послепасхального периода, приходится на 8 день от воскресения Святой Пасхи.
Оно имеет два основных названия. Первое – Фомина неделя – происходит от богослужения этого дня, в котором вспоминается явление Спасителя ученикам на восьмой день после Воскресения, во время которого произошло уверение апостола Фомы, не видевшего воскресшего Господа и не верившего в Его Воскресение (Ин.20:19-31). Поэтому Пасха для него наступает только в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру.
Подтверждение Воскресения на восьмой день (он же 1-й день новой седмицы) было воспринято первыми христианами, как указание Промысла Божия на необходимость еженедельного воспоминания Воскресения Христова: почему этот день воспринимается еще как Обновление (т. е. новое празднование) Воскресения Христова, или Антипасха (дословный перевод — «вместо Пасхи», т.е. «вторая Пасха», а не противопоставление Пасхе, как может показаться сначала), открывая собою череду подобных обновлений, или Антипасх, по воскресеньям всего года.
Также этот праздник называется Новой неделей. Есть еще народное название – Красная горка.
Богослужение Фоминой недели интересно и красиво; стихиры и канон заслуживают отдельного и долгого обсуждения. Напомним только одну фразу: «О доброе неверие Фомино!» В богослужении этого дня не раз звучит мысль о том, что само отсутствие Фомы было промыслительным, а его неверие называется «добрым». Почему оно доброе? Потому что оно помогает нам верить, как помогло уверению Фомы. Если такой близкий друг и апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению. Поэтому поведение Фомы в богослужении называется «добрым неверием».
По мысли митрополита Антония Сурожского, Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразовать в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией… И увидав Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!..
По мысли архимандрита Иоанна Крестьянкина, мы, православные христиане Церкви не можем по настоящему веровать, если мы всей глубиной своего сердца не почувствуем, не запечатлеем на его скрижалях и не будем произносить эти четыре слова, свидетельствуя тем о нахождении нашей души в Господе и Боге.
Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, — продолжает митрополит Антоний, — те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он — Бог, что Он победил, — как могут они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут только ликовать о том, что пережили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения (здесь митр. Антоний проводит аналогию с причиной неверия Фомы ликующим Апостолам, которые получили Духа Святого и возможность свидетельствовать Славу Господню позже в Пятидесятницу)?.. И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми: людьми, которые веруют в жизнь и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем — должны бы жить! — вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной…
Во вторник на Фоминой седмице (25 апреля) отмечается Радоница — Пасхальное поминовение усопших. Происходит его название от слова «радость» — в напоминание о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду.
Богослужение этого дня призывает нас не унывать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, которую даровал нам Христос, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Радоница отмечается через девять дней после Пасхи. Смысл этого праздника в том, что христиане призываются разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Недаром этот праздник в народе называют «Пасхой для умерших». Заупокойное поминовение, совершающееся в этот день, отражает веру в то, что усопшие и после смерти не перестают быть членами Церкви: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:32).
Именно на Радоницу (а не в день Пасхи) посещают могилы близких. Народ приходит на кладбища, чтобы символически похристосоваться с умершими. А до этого, с утра, верующие идут в храм для участия в Литургии. Совершаемая в этот день служба отличается от богослужения родительских суббот — основой церковной молитвы на Радоницу являются ликующие пасхальные песнопения.
Упомянем также далее следующие праздники и недели периода пения Цветной Триоди:
- Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен мироносиц, прав. Иосифа Аримафейского и Никодима;
- Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном;
- Среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы;
- Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне; среда 5-й седмицы – отдание праздника Преполовения;
- Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Среда 6-й седмицы – отдание праздника Пасхи;
- Четверг 6-й седмицы по Пасхе – Вознесение Господне;
- Неделя 7-я по Пасхе, свв. Отцев I-го Вселенского Собора;
- В пятницу 7-й седмицы – отдание Вознесения Господня;
- В субботу 7-й седмицы – Вселенская (Троицкая) родительская суббота;
- Неделя 8-я по Пасхе – Пятидесятница (праздник Сошествия Святого Духа), в русской традиции – День Святой Троицы. В этот день мы наконец поем долгожданные слова «Царю Небесный…» и «Видехом Свет истинный…»;
- Неделя 1-я по Пятидесятнице — Всех святых – последний день пения Триоди Цветной.
Богослужение Антипасхи
Богослужение недели Фоминой имеет уникальное последование. К примеру, Типикон не назначает петь ничего воскресного, ничего пасхального, кроме Воскресение Христово видевше и Ангел вопияше. Как же так? Мы готовимся 40 дней праздновать Пасху, а на 8-й день, да еще в воскресенье, «ничтоже воскресно поем».
Причина же в том, что по всем богослужебным признакам Фомина неделя является двунадесятым Господским праздником. Здесь надо помнить, что сам состав 12 важнейших праздников года менялся от века к веку, от страны к стране.
Если обратиться к византийской традиции, то, судя по программе росписей византийских храмов, Фомина неделя, или Антипасха, занимала там чрезвычайно важное место. Например, в храме может быть такой набор изображений: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Рождество Христово, Крещение, Сошествие во ад и Уверение Фомы. Таким образом, этот праздник входил в число важнейших праздников церковного года. И неудивительно, что по Уставу в этот день «не поются воскресная», – мы знаем, что такое правило действует только в одном случае: если на воскресный день попадает двунадесятый Господский праздник. Нигде, ни в одном учебнике Фомина неделя не называется двунадесятым праздником, но по существу это так, и это ясно просматривается по самому строю богослужения. Формально до двунадесятого праздника Фоминой неделе не хватает двух элементов: паримий на вечерне и праздничных антифонов на Литургии, все остальное наличествует, даже попразднство[1] в течение всей последующей недели и отданием праздника в субботу, а главное свидетельство – это отмена воскресной службы.
Вечерня в неделю Фомину начинает совершенно новый период богослужения, потому что с понедельника Фоминой седмицы начинается богослужение по Минее. С Лазаревой субботы до Фоминой недели Минея не используется, кроме праздника Благовещения, а на Светлой также кроме храмовых и полиелейных праздников. Вечером в неделю Фомину возглашается великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш», что также является признаком двунадесятого Господского праздника.
Некоторые общие правила богослужения от Фоминой недели до отдания Пасхи:
- в субботу вечером, накануне Фомина воскресенья, на 9-м часе закрываются Царские врата, остававшиеся открытыми всю Светлую седмицу;
- возобновляется ежедневное чтение Псалтири;
- в начале службы от первого дня Пасхи до Пятидесятницы отменяется чтение и пение Царю Небесный;
- с понедельника Фоминой седмицы до Отдания Пасхи каждая служба начинается троекратным пением Христос воскресе, причем это не отменяет чтения Приидите, поклонимся;
- на Литургии вместо Видехом Свет истинный поется Христос воскресе, а после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» поется Христос воскресе три раза;
- до отдания Пасхи каждый день на первом часе (не по Уставу, а по традиции) поется кондак Аще и во гроб;
- до отдания Пасхи на Литургии каждый день, кроме Преполовения и его отдания, поется задостойник Ангел вопияше;
- Причастный стих Пасхи Тело Христово поется во все дни, кроме Фоминой седмицы и Преполовения с попразднством.
В воскресные дни по Пасхе:
- не поется Минея, кроме празднования великим святым, таким, как вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай, равноапп. Константин и Елена, а также храмового праздника;
- Воскресение Христово видевше поется три раза, а в будние дни – один раз; таким образом, это песнопение звучит каждый день;
- Честнейшую не поется в эти дни, а также в Преполовение и отдание Пасхи.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайта:
https://www.eparhia-saratov.ru/
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения Триоди Цветной. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
[1] Попразднство – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику, т.е. всю следующую седмицу поются тропарь и кондак Недели Антипасхи.