skip to Main Content

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице! Покрый нас чудесным Твоим омофором, сохраняя град и люди от всякаго зла, якоже Тя пречудный Андрей виде во Влахернстей церкви молящуюся; и ныне нам, Госпоже, посли великую Твою милость.
    Светилен Праздника Покрова Пресвятой Богородицы

 Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии совершается 1 октября (14 октября по новому стилю) и принадлежит к числу «великих недвунадесятых», т.е. относится к пяти праздникам церковного года второго уровня значимости после двунадесятых (кроме Покрова они включают Обрезание Господне; Рождество Иоанна Предтечи; Святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Усекновение главы Иоанна Предтечи).

 Покров Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в воспоминание о чудесном явлении Божией Матери во Влахернской церкви Константинополя в середине X века (в других источниках – 910 год).

Влахерны — это район Константинополя недалеко от императорского дворца, где была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г. В этой церкви хранилась риза (мафорий или омофор) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Святой Земле.

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений, наиболее известные случаи из которых:

— защита города, полученная от чтимой иконы Богородицы, которой в VII в. император Ираклий вверил город под охрану, отправляясь на войну (в знак благодарности за спасение тогда был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой»);

— спасение в 860 г. Константинополя от разорения русскими дружинами, осадившими город. Чудесное спасение произошло после того, как св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора: тотчас поднялась буря и потопила русские корабли.

В 910 году в царствование Льва VI Философа (886–911) в пределы греческой империи вторглись сарацины[1]. Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом VI собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве. Блаженный Андрей Юродивый и ученик его Епифаний, находясь в 1-й день октября на всенощном воскресном пении во Влахернском Константинопольском храме, видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы.

Она была окружена, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами и сияла, как солнечный свет. Согласно житию блаженного Андрея, в грозной свите Пресвятой Богородицы, появившейся со стороны Царских Ворот, были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома[2], держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. Преклонив колена, Пресвятая Дева сначала долго и усердно со слезами молиться за христиан. По окончании молитвы Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми. Сподобившийся этого видения блаженный Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, святый отче, — отвечал ему Епифаний, — и ужасаюся».

Видение стало известно сначала молящимся в храме, а потом и во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны. Это чудесное событие стало еще одним удостоверением особенного предстательства Богоматери как Царицы Небесной за весь человеческий род.

Несмотря на то, что чудесное спасение, легшее в основу Праздника, произошло в Византии, у греков (как пишет известный дореволюционный литургист протоиерей Г.С.Дебольский — по причине разных смут) праздник Покрова не получил своего признания и почитания.

Честь установления этого праздника принадлежит Церкви Российской, которая с самого своего возникновения вверилась покрову Богоматери и освятила день явления его торжественным празднованием. Видение было 1 октября, поэтому именно в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления ей особенного покрова над ней Богородицы.

Утвердился праздник на Руси в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

В своем Слове на Покров Пресвятой Богородицы священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, отмечал, что молитвенное предстояние Божией Матери и святых пред Богом напоминает нам … что мы, члены Церкви земной, можем и должны быть в самом живом общении с членами Церкви небесной. Видимо удаляясь от мира во время земной своей жизни и оставляя землю, как бы место тягостного для них изгнания, святые на самом деле никогда не отделяли себя от общения с людьми. Они не принимали участия в обычных житейских суетных попечениях людей, но духовные нужды людей всегда были им близки. Они даже более любили людей, нежели люди, живущие в мире, любят друг друга. И эта любовь их выражалась особенно в духовных советах, в которых они никогда не отказывали желающим, или в их писаниях; и если даже они совершенно удалялись в пустыню, то и тогда молитвенно воздыхали и сетовали о своих собратиях в мире. Оставив же земную жизнь, они тем более усилили свои к Богу молитвенные ходатайства за мир. Тайнозритель святой Иоанн Богослов видел в откровении, как молитвы святых вместе с фимиамом кадильным возносились пред Бога, отвращая от мира грозящие ему бедствия (Откр. 8, 3–5).

И далее архиепископ Фаддей как бы обращается с вопросом к верующим: но многие ли имеют такую веру, чтобы общение их с небесной Церковью не было только мысленным, но и действительным и как бы ощутительным?Затем, если святые, исполненные любви ко всем, не оставляли своего общения с земной Церковью, но ведают все наши нужды и немощи духовные, то ищем ли мы сами общения с ними? Ибо общение должно быть взаимным. Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, которых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними счастьем для себя и подражая им? Не бывает ли, напротив, обыкновенно то, что мы готовы, правда с уважением, относиться к подвигам святых, но не считаем эти подвиги предметом желаний или предметом подражания для нас самих? И наконец: … можем ли обойтись без помощи святых в жизни духовной: в борьбе со своими страстями, с дурными привычками, даже незначительными, с малейшими движениями гнева, в изгнании из сердца своего себялюбия и в научении делам любви?

Итак,  — заключает архиепископ Фаддей, — желая быть живыми и действительными членами Церкви небесной, постараемся приобрести прежде всего простую и смиренную веру в предстательство святых, ибо невидимое молитвенное предстательство святых созерцается лишь посредством духовного ока веры и только «смиренным Бог… дает благодать» (Иак. 4, 6). В простоте и смирении сердца прибегающие к молитвам святых, особенно же Божией Матери пред Ее иконами, повсюду прославленными чудесами, никогда не постыдятся в своем уповании, но получат всегдашнюю помощь. И если бы мы … проходя путь жизни своей, прибегали к Божией Матери и святым с подобной же верой и с тем смирением сердца, за которое «сотворил Ей величие Сильный», так что «ублажают Ее все роды» (Лк. 1, 48–49), то для нас как бы осязательным сделался распростертый над миром Ее святой Покров.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Покров Пресвятой Богородицы. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — Серия «Православное богослужение».

 

 

[1] Сарацины (в пер. с греческого «восточные люди») – изначально — кочевое племя бедуинов, жившее вдоль границ Сирии, известное еще с  первых веков н.э. Сейчас так принято называть население Арабского халифата с VII по XIII вв. — до его завоевания монголами. Со времен крестовых походов в Зап. Европе «сарацинами»  называли всех мусульман, в т.ч. арабов и египтян, противостоявших европейцам.

[2] Т.е. св. апостолы Иоанн Богослов и брат его Иаков – по названию Воанегрес («сыны грома»), данному им Христом (Мк.3:17).

Back To Top
×Close search
Поиск