skip to Main Content

14 мая – Неделя о самаряныне

На студенец яко прииде Господь, Самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава Тебе

Стихира на Господи воззвах Недели о смаряныне, Глас 2

В богослужении этого воскресенья ожидание праздника Сошествия Святого Духа на Апостолов, окончательно подтвердившего Божественность Иисуса Христа, тематически соединяется с воспоминанием различных Евангельских событий, в первую очередь — беседы Спасителя о Воде живой (Ин. 4 — чтение на Литургии в воскресенье о Самаряныне) и беседы о правом суде (Ин. 7 — чтение на Литургии Преполовения), утверждающих мессианство (помазанничество) Сына Божия. Тексты праздничной службы Недели о самаряныне включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 4-го гласа, песнопения праздника Преполовения, продолжающегося до ближайшей среды, и собственные песнопения о беседе Христа с Самаряныней, составлющие основу попразднства.

Тема Воды живой — благодати Божией, начатая в текстах богослужений Православной Церкви на праздник Преполовения Пятидесятницы (10 мая), продолжается в службах Недели (воскресенья) о самаряныне (самарянке), когда празднование Воскресения Христова соединяется с продолжающимся празднованием Преполовения Пятидесятницы.  В воскресенье о самаряныне воспоминается беседа Христа с самарянкой (Ин.4:5-42) – жительницей области Самарии с одноименным городом, бывшем когда-то столицей древнего Израильского царства (875-722 гг. до н.э.). Во времена Христа иудеи избегали даже общения с жителями Самарии (нееврейским населением, переселившимся в Израильское царство после захвата его ассирийцами в 722 г.) считая их отступниками от истинной веры, поскольку наряду с Богом Израиля самаритяне продолжали, по свидетельству Библии, поклоняться и собственным божествам (4Цар.17:29—31). Тем самым они извратили Закон, данный Богом, и даже покусились на святая святых: построили свой храм в противовес Иерусалимскому. Отношение евреев было соответствующим: полное к ним презрение.

Тем более необъяснимой в глазах учеников выглядела беседа Христа с жительницей Самарии у колодца Иакова, свидетелями которой они стали. К тому же самарянка, как выясняется из беседы, была женщиной легкого поведения, у которой «было пять мужей», а шестой живший с ней не был мужем (по толкованию некоторых свв. отцов, все шестеро не были мужьями самарянке). Да и сама самарянка, удивляясь, «говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). О бесконечности милости Божией и желании Христа спасти даже самых грешных в глазах других людей говорится и в текстах праздничной службы: «При студенце́ иа́ковли обре́т Иису́с самаряны́ню, про́сит во́ду от нея́, облака́ми покрыва́яй зе́млю. О чудесе́! И́же Херуви́мы носи́мый, блудни́це жене́ бесе́доваше, воды́ прося́, и́же на вода́х зе́млю пове́сивый, воды́ иски́й, и́же исто́чники и езе́ра во́д излива́яй, хотя́ привлещи́ сию́ вои́стинну, уловля́ему от сопоста́та врага́, и напои́ти ю́ водо́ю живо́ю, пали́мую в безме́стиих лю́те, я́ко Еди́н Благоутро́бный и Человеколю́бец».

Видя недоумение самарянки, отметившей несообщение иудеев с самаритянами, Иисус отвечает ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, …а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:10,14). Дар Христа, — по словам священника Олега Черниченко, настоятеля храма вмч. Димитрия Солунского пос. Мироновского, — в том, что Он пришёл разрушить все барьеры между людьми, стереть искусственные границы, которые люди сами себе поставили, преодолеть разделение, которое человек вносит в свою жизнь через грех. Тема разделения особенно болезненно переживается сейчас между православными народами, и здесь один из главных уроков: во Христе возможно объединение.

Далее в беседе с самарянкой Христос, по словам протопресвитера Александра Шмемана, открывает саму сущность христианства в сравнении с Ветхим Заветом. На слова самарянки — «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:19-24). Слова Спасителя — ключевые в этой беседе. Протопресвитер Александр Шмеман в своих беседах на радио «Свобода» говорил, что эти евангельские строки «имеют решающее значение для понимания самой сущности христианства, ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая духовная революция, революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство». Это действительно главная идееобразующая мысль в беседе Спасителя с самарянкой. Идея о свободе отличает христианство от всех других религий.

Здесь речь о духовной свободе, принесенной Новым Заветом в развитие Ветхого Завета, которым строго регламентировалась жизнь иудеев, придавалось большое значение многим ритуальным обрядам, вводился строгий и беспощадный свод правил, за нарушение которых предусматривалась неминуемая ответственность. Для греховно падшего народа с поврежденным грехом духом, это была педагогическая, вынужденная мера: Закон не столько должен был приводить человека к Богу, сколько сдерживать его от дальнейшего погружения во грехи. Для полноценной духовной жизни человеку нужно было другое – то, что позволило бы преодолеть греховность падшего человека, и именно это «другое» приносит Христос. Это Он объясняет женщине у колодца: отныне дух и истина вместо буквы закона поставлены в центр духовной жизни каждого человека.

О духе в Евангелии говорится ранее: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Он не ограничен ни временем, ни пространством, ни культурной или социальной средой — как абсолютная свобода. Истиной же Христос называет Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Истина имеет свойство освобождать человека: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). С момента беседы Христа с самарянкой религия — это уже не слепое следование некоему шаблону, а дар свободы и творческий труд. Когда художник стоит перед чистым холстом, он волен изобразить на нём всё, что угодно. Так и человек: стоит перед своей чистой душой и может сделать с ней что угодно. Если он смотрит на Бога как на художника — «Величайшего Художника», как говорится в одной из молитв Последования святого Крещения, — то на картине своей души будет стараться изображать только прекрасное.

Отныне не Иерусалим и не гора Гаризим освящают человека, но его внутренняя жизнь. Уже не кровная принадлежность к конкретному народу делает человека чадом Божьим, а сыновняя любовь, доверие Богу, основанное на свободе. Для ветхозаветного человека это была революционная идея. Представить, что человек пред Богом свободен, было сложно, и вместить эту истину могли далеко не все. И даже спустя два десятка веков человек с трудом усваивает эту истину и применяет её в своей жизни. К сожалению, и современный человек тоже боится свободы, в том числе и в духовной жизни. Он всё так же ищет плечи, на которые можно взвалить её вместе со своей ответственностью. Например, может перекладывать их на священника, когда хочет, чтобы тот решил, как ему поступать в тех или иных обстоятельствах, может поехать в монастырь в поисках старца, который выстроит его духовную жизнь. Это совершенно неправильно, не таких поклонников Господь ищет Себе.

Служить Богу и жить ради Бога можно только в духе и истине, то есть в свободе. Господь не просто рассказывает о ней, но являет Собой. Вся Его земная жизнь — это жизнь свободного человека. Хотим увидеть абсолютную свободу? — она изображена на страницах Евангелия. Жизнь Христа — это служение, самоумаление ради другого, самоотдача. Его свобода заключается в Его внутренней цельности: Он не зависит от страха, зла, робости перед испытаниями. Он не делит людей на хороших и плохих, правильных и неправильных. В этом Его победа над грехом и смертью, к этому Он призывает и каждого из нас.

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

https://pravlife.org/

https://semyaivera.ru/

 

Back To Top
×Close search
Поиск