skip to Main Content

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

        Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны, грешныя, Богу помолися, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия.
    Тропарь 8-й песни канона Праздника Покрова Пресвятой Богородицы

 В первый день октября по церковному календарю (14-го — по современному) православные христиане отмечают великий недвунадесятый Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 Как отражено в праздничных текстах богослужения (один из которых дан в эпиграфе статьи выше) этот праздник, хотя и был установлен в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернской церкви Константинополя в X веке, впервые стал прославляться в православной России в середине XII в. при благоверном князе Андрее Боголюбском, княжившем во Владимире (его небесный покровитель как раз и был св. Андрей юродивый, сподобившийся видения Богородицы со свитой святых в Константинопольском храме).  С тех пор этот праздник особенно почитается на Руси. Кроме собственного богослужения праздника Православная Церковь имеет также и акафист Покрову Богоматери.

Покров — это покровительство, заступничество Девы Марии перед Господом за всех православных христиан, прибегающих к Её помощи. Утешительным свидетельством особенного покрова Божией Матери для Русской Православной Церкви служат и все воспоминания многоразличных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим, бывающих в России повсеместно.

В ветхозаветных чтениях на Праздник – паремиях, читаемых на Покров, как и на всякий другой Богородичный праздник, по учениям святых отцов Церкви, прообразуется Богордица.

В первой паремии описывается чудесный сон святого праотца Иакова, увидевшего во сне лестницу с земли до неба, по которой Ангелы Божии восходили и нисходили, и Сам Господь стоя на ней, провозвестил Свое покровительство и благословение Иакову и потомству его, а через него – и всем племенам земным. Иаков же, проснувшись, убоялся и назвал то место как «дом Божий» и «врата небесные» (Быт. 28:10-17). Через «Лествицу Иакова» все православные призываются к богообщению – постепенной, по ступеням духовного возрастания, реализации основной цели жизни человека, заложенной Господом, — через  веру, смирение и добрые дела. Поднимающиеся и спускающиеся по лестнице Ангелы возносят от нас, земных, молитвы к Богу, а в ответ от Бога – дары Его любви. Наконец, сама «Лествица Иакова», как связующая небо и землю, человека с Богом, является прообразом Богородицы, Которая Сама стала Лествицей, возводящей нас к Богу, приносящей Ему Свои молитвы и заступничество о нас.

Во второй паремии пророк Иезекииль возвещает пленным иудеям об их освобождении, восстановлении и освящении разоренного Иерусалимского храма (Иез. 43:27, 44:1–4). Но это только исторический контекст пророчества Иезекииля. Кроме него у пророчества есть  еще сотериологический (сотериология – богословское учение о спасении человека), прообразовательный смысл. В образе храма и закрытых восточных вратах святилища, через которые прошел Господь, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми, — по мнению блаженного Феодорита Кирского, которое приняли и другие отцы Церкви, выражен символ Богоматери, открывшей дверь Господу в человеческий мир и сохранившей девическую чистоту как до, так и после рождения Христа. Пророчество Иезекииля прообразует Матерь Божию, послужившую единственному и неповторимому таинству воплощения Господа, свидетельствует о приснодевстве Богородицы.

Третья паремия посвящена Премудрости, которая «построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» (Притч. 9:1 – 11). Здесь под Премудростью святые отцы Церкви (свщмч. Игнатий Богоносец, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин и другие) видят Господа Иисуса Христа, дом Премудрости – созданная Им Церковь на семи столпах (по разным толкованиям — семь Вселенских Соборов, семь Таинств или семь даров Святого Духа). Трапеза, с упоминаемыми далее хлебом и вином, растворенным в чаше – конечно, символ Евхаристии, ну а посланные Премудростью слуги для созывания на трапезу – апостолы, призванные быть посланниками Божиими для проповеди Евангелия на весь мир и спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям.

Слова о доме Премудрости относятся и к Богородице, от Которой воплотился и родился Спаситель мира, и Которую Церковь называет и «Пречистым Храмом Спасовым», и «Палатою Царя Всех», и другими эпитетами, свидетельствующими о Ней как живом храме Божием.

В своей проповеди на Праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Филарет (Вознесенский), Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом (1903-1985), отмечал, что «торжественное празднование всей Русской Церковью праздника Покрова Божией Матери, как указывал в свое время великий Авва Зарубежья, блаженнейший митрополит Антоний, свидетельствует о том, что у русского человека духовное начало стояло выше всего остального, ибо праздник Покрова Божией Матери напоминает нам событие, которое было давно и в котором наши предки, осадившие греческий город, находившийся под Покровом Божией Матери, потерпели поражение. Однако же получилось так, что греческая Церковь совсем мало празднует этот праздник, почти его не отмечая ничем, а Русская Церковь и русский народ праздник Покрова Божией Матери празднуют так торжественно, что это празднование напоминает двунадесятые праздники, самые великие в нашем церковном году. И, конечно, причина этого – в утешительном и ободряющем характере этого праздника. Божия Матерь покрывает Покровом людей, молящихся в храме. Это видел великий Божий угодник и зритель тайн духовных, св. Андрей Христа ради юродивый, который свидетельствовал о том, что Царица небесная не отделяла дурных людей от добрых и благочестивых, а покрывала Покровом Своей благости всех, находившихся в храме. Так и веровал всегда русский народ, что Она, как Мать Всеблагая, всех покрывает Покровом Своим.

 Жизнь сейчас тяжела. Она легкой никогда не была, но сейчас в особенности сложна, запутана и во многом совсем утеряла христианские начала. Человек сплошь и рядом духовно задыхается в теперешней атмосфере и кажется ему иногда, что он совсем одинок, помощи нет, и что его ждет неминуемая духовная гибель. Но вот Церковь поет в одном из лучших своих песнопений: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем в покаянии, зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши». Помоги, умилосердившись о нас!

Вот, Кто стоит на страже человеческого несчастья и человеческого горя – Та, Которая пережила страдания и скорби больше, чем кто бы то ни было. Ибо, когда Она, без того настрадавшаяся, стояла у Креста Сына Своего, то тогда воистину сбывалось предречение праведного Симеона Богоприимца в день Сретения: Ее чистейшую и святейшую душу оружие проходило насквозь. Мы себе и представить не можем, что переживала Такая Матерь, видя невероятные, сверхчеловеческия страдания Такого Сына. Не выдержало бы Ее могучее и терпеливое сердце и разорвалось бы, если бы Сам Господь благодатиею Своею не укреплял Ее в этой Ее выше человеческой материнской муке у Креста. И вот Она, так много перестрадавшая, понимает человеческую беду, в особенности материнскую скорбь, и сострадает ей. Почему и считается Она в особенности покровительницей всякой скорбящей матери. Да и о всех Она заботится, о всех воздевает Свои руки ко Господу Славы и Сыну Своему, и всех покрывает Всемощным Омофором Своим. Когда спросили одну мать, у которой было много детей, кого из них она больше любит, о ком бы больше всего скорбела, если бы его потеряла – она дала известный ответ – «Какой палец не отрежь, все будет больно». Так могла бы сказать Пречистая Дева, ибо Ей Господь Иисус Христос в лице апостола Иоанна Богослова усыновил весь род человеческий, и Она считается Матерью рода христианского.

Мать ли не услышит детей? Лишь бы только дети Матери не оставляли! Один духовник говорил своей духовной дочери, которая была в скорби: молись Божией Матери, но смотри, молись так, чтобы Богородица тебя слышала! А какая же Мать не услышит свое дитя и не постарается ему помочь?

Будем же это помнить. Радостен день Покрова Божией Матери. Он так напоминает нам, что нас грешных, на которых следовало бы обрушиться праведному гневу Божию, покрывает Ее спасительный Покров. И когда Господь, прогневанный нашими грехами, обращает на нас Свой святейший взор, Он видит Омофор Своей Матери: Она нас покрыла… Не будем же никогда унывать ни в каких наших скорбях и испытаниях, а всегда призывать на помощь Царицу Небесную – Матерь рода христианского, чтобы Она нас не оставляла Своим Материнским попечением. Аминь.»

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Материалы с интернет-сайта Архиерейского подворья — Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова: https://trsobor.ru/.

 

 

Back To Top
×Close search
Поиск