skip to Main Content

21 мая — Неделя 6-я по Пасхе – о слепом, Ап. Иоанна Богослова 22 мая – свт. Николая Мирликийского чудотворца

      Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый. Кондак Недели о слепом, Глас 4

  Зритель неизреченных откровений, и сказатель вышних Божиих таин, сын Зеведеев, написав нам Христово Евангелие, богословити Отца, и Сына, и Духа Святаго, научил есть.

Стихира ап. Иоанна на Господи Воззвах, Глас 1

  

    Отечество свое, Миры Ликийския, не оставль духом, во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси и болящия исцелил еси. Темже тя молим, святителю Николае, моли Христа Бога,/ да спасет души наша. Тропарь свт. Николаю архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4

 

В богослужении шестого воскресенья по Пасхе (21 мая) в этом году соединилось 3 празднования: Воскресение Христова соединяется с воспоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом человека, слепого от рождения (Ин.9:1-38) и кроме того, прославляется память свт. апостола Иоанна Богослова. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 5-го гласа, а также песнопения ап. Иоанну Богослову и об исцелении Слепого. Последние составляют основу попразднства до ближайшей среды – 24 мая, на которое выпадает одновременное отдание праздника воскресенья о слепом и праздника Святой Пасхи.

По словам священномученика Сергия Мечева, бывшего настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на Маросейке, Святая Церковь, празднуя исцеление слепорожденного, отдает этому празднованию один из воскресных дней важнейшей части церковного года – св. Пятидесятницы, тем самым указывая, что вопрос слепоты душевной – основной вопрос нашей жизни.

Жизнь мы воспринимаем и ощущаем во всем что нас окружает, но прежде всего в самих себе. Каждый из нас чувствует жизнь не только во внешнем мире, но переживает ее в собственной душе. Самое важное и несомненное для нас – это то, что мы сами живем. Во всем другом мы можем сомневаться, но в том, что мы чувствуем и переживаем в нашей внутренней жизни, мы сомневаться не можем.

Однако в этой жизни мы можем увидеть Бога, а можем и не увидеть Его. Непосредственно воспринимая и переживая жизнь в самих себе, мы можем не увидеть Того, Кто является Источником этой жизни, в Ком «Жизнь и Свет человеков». Тогда и живя, мы не будем жить, и смотря, не будем видеть. Божественный закон говорит, что человек должен внимать себе. «Внимай себе», – сказано в Ветхом Завете. А в Новом Завете Господь еще яснее говорит об этом: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк:17, 21). Поэтому Господь в притчах говорил, что Царствие Божие подобно семени (Мф:13,24), закваске (Мф:13, 33), сокровищу, скрытому на поле, но все это только подобие, а само Царствие Божие внутри нас. Даже Слово Божие – Евангелие – не может открыть нам путь в Царствие Божие, если мы не найдем его в своей собственной душе.

«Внимай себе», – так говорит Божественный Закон, а закон мира сего говорит обратное: «Смотри во вне, и тогда жизнь твоя будет хороша и прекрасна».

Жизнь духовная дает человеку радость: «Радуйтесь всегда о Господе и еще говорю – радуйтесь» (Флп: 4, 4), – говорит Апостол Павел. Человек не может жить без радости. Христос это знает и дает великую радость тем, кто имеет Его и живет с Ним. Но это совсем иная радость, чем та, которую обещает нам мир. Эта тихая радость живет в сердцах тех, кто трудится на ниве Господней. Для того, чтобы получить ее, надо войти во внутреннюю клеть души своей и начать возделывать землю своего сердца. Тогда, после труда и подвига, наступит радость: за страданием идет воскресение, за деланием – преображение. Так шли Св. Отцы. Они шли путем подвига, за которым следовала великая радость о Господе.

Вот и сегодня Святая Церковь празднует исцеление слепорожденного. И нам кажется, что и мы участвуем в этом празднике, потому что мы знаем – Господь есть Истинный Свет, «Просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Но действительно ли наши души прозрели, чтобы видеть этот Свет? Что значит для слепого увидеть свет? Некоторые видят, как постепенно рассеивается тьма, которая их окружала до сих пор, и в которой они пребывали, но они не могут еще видеть красоты окружающего их Божьего мира.

То же и в духовной жизни: для многих из нас Свет Христов уже блеснул, но мы не имеем еще зоркости, чтобы видеть Его непрестанно, и чтобы в Нем увидеть свою душу и окружающий мир. А зоркость эта дается через чистоту сердца. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Мало иметь понятие о Свете, надо иметь духовную зоркость. Святая Церковь зовет нас сегодня к освящению наших душ и созиданию нашего внутреннего дома.

Прежде всего, — как учит нас сщмч. Сергий Мечев, «вникай в себя», а потом уже в Священное Писание, в Богослужение, в других людей, в природу.

Если в самих себе вы найдете Бога, то увидите Его во всех Его творениях.

Поэтому св. Церковь и молится сегодня о даровании нам этой духовной зоркости: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый».

Знаменательно празднование в Неделю о слепом памяти Апостола Иоанна Богослова, которого, по словам архиепископа Аверкия (Таушева), св. Церковь умиленно славит как «зрителя неизреченных откровений, и сказателя вышних Божиих таин», и ему одному из всех священных писателей присваивает высокое и почетное наименование «Богослова».

Апостолу Иоанну Богослову принадлежит также и другое почетное наименование: его называют обыкновенно «Апостолом любви»,  ибо никто другой из священных писателей не раскрыл так полно и глубоко, так трогательно и убедительно возвышенного учения Господня о любви.

Мы знаем, что Апостолу Иоанну было открыто много такого, чего не удостоились другие Апостолы. Самое его Евангелие исполнено таких необыкновенно-возвышенных истин, что не даром еще с древних времен оно, по преимуществу, именовалось «духовным»,  а сам Евангелист Иоанн уподоблялся орлу, высоко парящему в небесах. А его дивный, непостижимый Апокалипсис, до сих пор полностью не истолкованный и не поддающийся всестороннему раскрытию всех содержащихся в нем дивных и страшных видений о последних судьбах Церкви и всего мира!

«Бог есть Любовь», — учит нас св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «И пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает» (1 Иоан: 4,16).

Любовь — самое высокое и святое, что есть в мире, а между тем нет другого такого понятия, которое было бы так опошлено в наше время, так унижено и обезценено современным человеком. Что касается правильного понимания любви и, особенно, подлинной христианской любви, духовной, то его все труднее и труднее можно встретить в наши дни в современном обезбоженном расцерковленном человеческом мире. От этого-то и происходят все бедствия современного человечества, грозящие разразиться страшной мировой катастрофой. Современный мир погибает от отсутствия в нем подлинной христианской любви и братского единения всех истинно-верующих во Христа на возвышенных основах этой любви. Одни красивые слова о любви и единении всех тут не помогут, ибо подлинная христианская Любовь неразлучна с Истиной и, где нет Истины, там не может быть и настоящей любви, а только одно лицемерие. И совсем наивно думают многие спасать мир, лечить больное человечество какими-то чисто внешними мерами и средствами, — путем всевозможных организаций и реорганизаций государственной и общественной жизни людей и тому подобными «переливаниями из пустого в порожнее».

Все это ни к чему!

Никакие внешние меры, никакие «реформы» не помогут, не спасут человечество от страшной гибели, которая так явно и очевидно на него надвигается…

Переделайте на новый лад душу человека, отступившего от Бога, от Христа, от Церкви, от возвышенного закона евангельского, — вложите ему в сердце любовь, чтобы она стала основным двигателем его жизни!

Только в этом и единственно в этом — наше спасение!

Именно об этом и учит нас так трогательно и убедительно «Апостол Любви» св. Иоанн Богослов, как в своем чудном «духовном» Евангелии, где он один из всех евангелистов излагает наиболее возвышенные слова Христовы о любви, так и в своих трех соборных посланиях. Истинная любовь, по изложенному им учению, есть только та, которая духовно соединяет человека с Богом и духовно же объединяет людей между собой во имя Божие.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (друг друга)!» — приводит он слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан 1:34-35).

Память еще одного великого угодника Божия и воистину любимого святого Русской земли — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Церковь празднует на следующий после Недели о слепом день – 22 мая. Свт. Николай был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Святитель Николай прославил Бога и Церковь своими многочисленными чудесами. Как покровитель моряков и путешествующих он известен со времени чуда, сотворенного им во время паломничества в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Из жития святителя известно проявленное им несколько стремление к безмолвному житию — сначала в пустыню, потом — в обитель братства Святого Сиона. Однако Господь возвестил ему об ином пути служения Богу: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения.

Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

Известно предание Церкви о том, что в пылу обличения Ария свт. Николай, пламеневший ревностью ко Господу, дал пощечину лжеучителю, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345–351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая по старому стилю). Этому событию и посвящен нынешний праздник.

На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

Как проповедовал прот. Димитрий Смирнов в день памяти свт. Николая, святой – это не человек, у которого нет грехов. Безгрешен один токмо Бог. Святой – это тот, кто имеет в себе благодать Святаго Духа, кто поступает по духу, духовно живет… Каждому Господь свой дар дает, для того чтобы он этим даром послужил Богу, послужил своему спасению, послужил ближним своим.

Вот святитель Николай имел дар – милующее сердце. Всем, кто нуждался в помощи, он стремился помочь и за это приобрел благодать у Бога. Конечно, он наверняка и молился, и постился, и пастырь Христов был угодный Богу, но главный его подвиг – то, чем он прославился, – было милосердие. Вот чему нас учит святитель Николай. У него было такое милующее сердце, что он не мог пройти мимо, если кто-то в чем-то нуждается. Он обязательно хотел спасти, помочь, накормить. Есть такой даже термин в богословской литературе: деятельная любовь. Поэтому если у нас не получается дело молитвы, если мы не разумеем Священное Писание, если мы не в состоянии поститься, то мы можем приобретать благодать делами деятельной любви.

Видишь, человек в чем-то нуждается – помоги чем угодно: добрым ли словом, деньгами, посиди у его постели, если он болен, или с детьми его посиди, долг ему прости. На тебя кто-то прогневался – а ты ради мира, ради любви к нему смирись перед ним, пусть он тысячу раз не прав. И если мы целенаправленно каждый день, каждый час будем всем людям, которые нам встречаются (а мы живем в большом городе, постоянно с людьми встречаемся), оказывать ту любовь, на которую в данный момент способны, то Господь, видя наше усердие, обязательно сподобит нас, что в сердце нашем поселится благодать. Милосердие – это самое главное свойство Божие, поэтому, когда человек будет усердствовать в милосердии, Господь обязательно его приблизит к Себе и даст ему благодать.

Как апостол Павел сказал? Хоть ты чудеса твори, хоть мертвых воскрешай, хоть за Христа жизнь отдай, но если ты любви не имеешь, никакой пользы тебе от этого не будет, потому что Бог есть любовь. И если нет у нас в сердце любви, а есть только зависть, раздражение, злоба, отчуждение, то мы Царствие Небесное не можем наследовать никак… Надо нам очень твердо запомнить, что Церковь – это есть Церковь святых, поэтому необходимо употребить все силы своей души на стяжание Святаго Духа.. Только в ком есть любовь, тот достигнет Царствия Небесного, Царства любви.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

http://sskv.cerkov.ru/

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3072.htm

  1. Богослужения Триоди Цветной. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.

 

Back To Top
×Close search
Поиск