skip to Main Content

24 мая – отдание Святой Пасхи, 25 мая – Вознесение Господне

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Тропарь праздника Вознесения Господня, глас 4

В шестую седмицу по Пасхе в Православной Церкви отмечаются два знаменательных события.

В среду 6-й седмицы отмечается отдание праздника Пасхи, случающееся накануне праздника Вознесения Господня. В этот день соединяются отдание праздников св. Пасхи и исцеления Слепого и предпразднство (предварительное празднование) Вознесения Господня. Вечерня, утреня и Литургия среды открываются Пасхальным начальным антифоном и совершаются при открытых Царских вратах. Существует обычай совершать все богослужение этого дня Пасхальным чином.

На следующий день — в четверг 6-й седмицы по Пасхе православные празднуют двунадесятый Господский праздник – Вознесение Господне, приходящийся на период пения Триоди Цветной, всегда – в четверг после отдания праздника Пасхи. Богослужение Вознесения Господня имеет уже все признаки двунадесятого праздника: на Литургии еще не поется «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного…», поскольку еще не было Пятидесятницы – Дня сошествия Святого Духа, поэтому и Царю небесный еще не звучит в храмах. Вместо Видехом – тропарь праздника «Вознеслся еси во славе…».

По сведениям, приводимым видным литургистом и богословом Гермогеном Ивановичем Шиманским, установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1–12; Мк. 16, 9–20; Лк. 24, 36–53).

Богословское значение и сущность Вознесения Христова раскрывается Г.И. Шиманским с помощью текстов праздничной службы. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество».

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» — поется в стихирах на литии Великой Вечерни праздника.

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя» — поется в каноне утрени. Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь «совершается» – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив», Господь возносится на небо, «исполнивый <…> Отеческое благоволение». И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших». «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество» — раскрывается в стихире на хвалитех утрени домостроительство спасения человечества.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая», избавив от осуждения человечество, разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею. «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго» — поется в каноне праздника.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Богослужения Триоди Цветной. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  3. Шиманский Г.И. Литургика: Учебное пособие для Духовных Семинарий. М.: Учебный Комитет Русской Православной Церкви, Московская Духовная Академия, 2002.

 

Back To Top
×Close search
Поиск