27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте Честный; имже разрушися клятва и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся. Днесь воздвигаема тя видяще руками архиерейскими, возносим Вознесеннаго посреде тебе, и тебе покланяемся, почерпающе богатно велию милость.
Стихира на стиховне Великой вечерни Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 5
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – первый Господский двунадесятый праздник нового церковного года, отмечаемый незадолго после Рождества Пресвятой Богородицы, — 27 (14) сентября. Праздник Воздвижения — это славное торжество Честного и Животворящего Креста Господня.
Празднование Крестовоздвижения связано с тремя событиями церковной истории эпохи окончания гонений на христиан и начала существования христианской империи. Первым из таких событий стало явление Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 312 году перед битвой с другим римским императором — язычником Максентием в виде знамения креста в небе. Рядом с крестом было написано: «Сим победиши» (по греч. – «Еn Toyto Nika»). В следующую же ночь, по свидетельству византийского историка Евсевия Кесарийского, во сне Константину явился Христос с виденным на небе знамением и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. После этого Константин украсил флаги, доспехи и военное обмундирование армии крестным знамением. Силой Божией, заключенной в победной хоругви со спасительным знаменем, Константин разбил войско Максентия, укрепившегося в Риме, а впоследствии – и других врагов. Так крест, бывший позорным для язычников орудием казни, со времени явления Константину и помощи ему в победах над врагами стал в Римской империи знамением торжества христианства над язычниками.
Другие два знаменательные события христианской истории, воспоминаемые в Праздник Крестовоздвижения, — обретение в 326 году Креста Господня, на Котором был распят Христос, святой равноапостольной царицей Еленой, матерью Константина (с этого события и началось празднование Воздвижения), а с VІІ века – еще и славное возвращение Животворящего Креста из Персии после 14-летнего нахождения святыни в руках язычников: с 614 (завоевание и расхищение персами Иерусалима) по 628 гг.
В основе праздника лежит исторический факт — «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и Спасительные Страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника — Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан-христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»).
Праздник Воздвижения приходится на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа — день Изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на Великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.
В воспоминание первоначального Воздвижения, бывшего по обретении Креста, Церковь установила в 27-й (14-й) день сентября воздвигать крест. Для этого после вечернего богослужения, предшествующего всенощному бдению праздника, крест с благоговением приготовляется и полагается священнослужителями на блюде, украшенном цветами, как древо жизни. Сосуд с крестом полагается на святом престоле, где обыкновенно лежит Евангелие, а Евангелие — на Горнем месте. Перед крестом возжигается светильник на всю ночь, напоминая о лучезарном свете, среди которого он явился на небе Константину.
На великой вечерне праздничной службы в ветхозаветных чтениях (паремиях) изображается благодатная сила Животворящего Креста в его ветхозаветных прообразах:
- В первой паремии из книги Исхода (Исх. 15:22-16:1) — в древе, усладившем горькие воды Мерры, которое Господь показал Моисею (Исх. 15, 25), и в семидесяти финиковых деревьях, при которых странствовавшие евреи нашли прохладу и покой (см.: Исх. 15, 22–16, 1).
- Во второй паремии из книги притчей Соломоновых (Притч. 3:11-18) – в райском древе жизни, прообразовавшем Божественную воплотившуюся Премудрость, у Которой долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит, поэтому блажен человек, который снискал Ее, и человек, который приобрел разум (см.: Притч. 3: 16, 13).
- В третьей паремии из книги пророка Исаии (Ис. 60:11-16) — в дереве, послужившем для украшения храма Божия и прославления места святого.
Евангелие на утрени (Ин. 12, 28–36) благовествует о прославлении Сына Божия гласом Бога Отца и о предвозвещении распятия, которым, как предрек Господь, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32).
Воздвижение Животворящего Креста, празднуемое по всему миру, издревле является великим памятником воздвижения Церкви Христовой из-под ига гонений, длившихся три с половиной века. Это — день всемирного торжества христианства над иудейством и язычеством, день победы и торжества над врагами веры Христовой.
Такую же победу дни празднования Животворящего Креста Господня призывают нас одерживать над своими страстями, которые являются такими же врагами Христа. Только таким образом мы сможем беспрепятственно последовать за Христом и достигнуть вечного блаженства. Кто хочет идти за Мною, — говорит Спаситель, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34–35).
По примеру апостола Павла, нам дóлжно хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14). Распятый Христос есть для нас Божия сила и Божия премудрость (см.: 1 Кор. 1, 24). Путь креста, сопряженный с внешними лишениями, — это путь очищения, духовного совершенства и высокой радости. Несение креста причиняет подвижнику благочестия страдания и обрекает на смерть, но оно же приносит и жизнь и радость.
Под крестом наш внешний, земной и суетный человек страдает и тлеет, а внутренний и духовный со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Святая Церковь, имея в виду это состояние крестоношения, когда внешнее лишение восполняется внутренним расцветом, в дни поклонения крестному древу украшает его зеленеющими и благоухающими цветами — символами жизни, надежды и радости.
Использованные источники:
- Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — Серия «Православное богослужение».