Беседа с батюшкой на тему «Духовник в жизни прихода»
6 ноября 2016 года, после литургии в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», мы вновь собрались в трапезной нашего храма на беседу с батюшкой за чаепитием.
В этот раз мы продолжили разбирать очень важную и сложную тему церковной жизни – духовничество.
Отец Иоанн рассказал нам об истории древнерусских приходов в контексте бытовой стороны жизни покаяльной семьи. Мы услышали о том, как жил приход, как прихожане относились к священникам, духовникам, о содержании духовника, о том, как люди заботились о нем, как они его поддерживали. Такие детали помогли нам лучше увидеть живую картину приходской жизни наших предков и лучше понять, как было все устроено.
Авторитет духовника
«Авторитет духовника уподоблялся авторитету отца в семье. Как отца в семье все слушались, так слушались и духовника на приходе. Конечно, там, где духовнику дается такой авторитет, сам духовник должен полностью соответствовать своей роли. Но, не секрет, что послушание духовнику строго соблюдалось, даже если он был недостойным пастырем и имел пороки и грехи. В одном древнем сборнике говорится, что если твой духовник пьяница и блудник, и в другом грешен, но ты его слушаешься о Господе, исполняешь то, что он заповедует спасительного в соответствии с Евангелием, то ты спасешься. И не осуждай духовника, потому что он сам ответит за свои грехи. Хотя, конечно, по-человечески очень тяжело слушаться того, кто не является примером святости жизни, но, как сказал Спаситель, что они заповедают вам – делайте, а по делам их не поступайте».
Что такое крепкий приход
«Почему русский народ так любит храмы Божии? Наверное, потому, что он очень почитает священников. Какие бы они ни были недостойные, слабые, немощные, но все равно в русском народе почтение к священникам очень велико, до сих пор велико. Там, где почитают священников, даже недостойных, там приход обычно крепче.
Начало церковной жизни любого человека начинается с исповеди, с покаяния, с Таинства. Когда человек благоговеет к Таинству, благоговеет к тому, кто его совершает, то естественно, Господь дает ему опору. Господь дает силы, чтобы этот приход собирался в семью, чтобы приход не разъединялся, не раздроблялся по группам и интересам, а, наоборот, объединялся. Объединяющее начало – это духовник. Если где-то есть хороший духовник, значит, есть хороший приход».
О важности послушания духовнику
«Сейчас вошло в моду простое светское общение с духовником. Но здесь может ускользнуть самое главное – послушание Церкви и послушание духовнику. В этом заключается послушание Богу, когда человек сам себя добровольно подчиняет послушанию. Это дает человеку благодать церковную, потому что Церковь основана на послушании. Там, где есть послушание, эта церковность ощущается. А где нет послушания, где просто живут, как хотят, делают, что хотят, лишь бы все были добрые и хорошие и улыбались друг другу, то там церковность не ощущается»
О влиянии прихожан на священника
«Священник очень зависит от прихожан. Если они не потакают слабостям священника, то они его духовно направляют, побуждают его молиться и нести его служение. Это очень хорошо. А если прихожане чрезмерно почитают священника как человека, такое бытовое почитание, то это приводит к тому, что священник начинает потихонечку «разлагаться».
В ходе беседы батюшка рассказал нам также о епитимьях непочтительным чадам, о поминовении ближних, о самовольных подвигах, частоте причащения, о благоговении к святыне, о подготовке к детской исповеди и ответил на многочисленные вопросы присутствующих.
Мы благодарим отца-настоятеля за интересный и познавательный рассказ, за возможность теплого общения и приглашаем всех желающих на наши воскресные беседы!