skip to Main Content

Страстная седмица (9-15 апреля)

 Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы…

Антифон 15-й утрени Великой Пятницы

Страстная седмица или Страстная неделя — заключительная неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, Крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. Она не является частью Великого поста в узком смысле, поскольку по богослужебному календарю Великий пост – Четыредесятница – заканчивается в пятницу 6-й седмицы Великого поста (накануне Лазаревой субботы), когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне пятницы поется стихира, в которой есть такие слова: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» (т. е. окончив этот путь, окончив Великий пост в узком смысле слова). Великий пост кончается в пятницу 6-й седмицы, но не в том смысле, что на следующий день можно разговляться, а в том, что всякое приготовление окончилось и настала цель Поста, настало совершенно особое время: Лазарева суббота, Неделя ваий и Страстная седмица.

Поэтому Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это особенный и ни с чем не сравнимый период времени. Все дни Страстной седмицы называются Великими. Каждый день во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом и усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.

Особенности служб первых трех дней Страстной седмицы

В первые три дня Страстной седмицы имеются следующие особенности великопостных служб: на утрене после Аллилуйя поется свой, особый тропарь, который является также самым ярким и самым известным текстом службы полунощницы (эта служба в основном служится в монастырях, а не приходских храмах) – тропарь Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Здесь соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф.25: 1–13), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их (Мк.13:34), поэтому рабам нужно бдеть, и счастлив (блажен) будет тот, кого господин – Господь – обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа.

На утренях этих дней читаются особые неполные каноны Триоди помещены: в Понедельник – трипеснец, во Вторник двупеснец и в Среду – трипеснец. Еще особенность — с Лазаревой субботы не поется «Честнейшую». Заканчивается пение канона светильном, общим для этих трех дней и для утрени Четверга – также одним из ключевых текстов Страстной недели: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…» (Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!). В течение четырех дней этот светилен ведет нас и обращает наш ум к той горнице, где происходила Тайная вечеря: вот я уже вижу, Господи, Твой чертог, но не могу в него войти, только Ты можешь просветить одежду моей души. Господь называется здесь Светодавцем – Тем, Кто просвещает, убеляет. Здесь, конечно, вспоминается притча о не имущем одеяния брачного, который вошел на брачный пир царя, не сменив одежды, за что был извержен царскими слугами. (Мф.22:2-14). Мы помним, что на брачном пире всем давали у входа эту брачную одежду, так что не имел ее только тот, кто не хотел. И здесь звучит смиренная молитва о том, чтобы Господь, единственный Просветитель, дал светлую одежду душе.

На третьем, шестом и девятом часах в эти дни должно быть прочитано все Четвероевангелие до середины 13 главы от Иоанна, до слов «Ныне прославися Сын Человеческий» (именно с этого места начнется потом чтение 12 Евангелий на утрене Великой Пятницы) – на практике по нашей немощи в приходских храмах Четвероевангелие начинают читать заранее, начиная со 2-й седмицы Поста.

Также необходимо отметить, что на Страстной седмице происходит важная смена паримий. На 6-м часе в Понедельник, Вторник и Среду читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в Посту. Пророк видел славу Божию и четырех существ – это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримии читаются из книги пророка, который зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества – именно такое соединение важно для служб Страстной седмицы.

Все эти три дня в приходских храмах как правило утром служатся 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня, соединенная с Литургией Преждеосвященных Даров. Все как обычно, но паримии на вечерне – уже не Бытие и Притчи Соломоновы а Исход и книга Иова. И это не случайно: ведь Исход из Египта – это не просто ветхозаветное событие, но еще и прообразование изведения человечества из плена греховного. Иов же читается потому, что он является ветхозаветным прообразом Страдальца- Xриста, он ведь тоже страдал невинно и не роптал на Господа, и пил свою чашу до дна – «Господь даде, Господь отъят…», и Церковь понимает его как предшественника и прообраз невинных страданий Христа.

Теперь остановимся вкратце на богослужебных и евангельских темах дней Страстной Седмицы:

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИКвоспоминаемые события:

  • на утрене — проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях (Мф.21:18-41), прообразующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего плодов покаяния и благих дел;
  • беседа Христа о разрушении Иерусалима (Мф.24:3-35), напоминающее судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

Также Церковь воспоминает Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет за двадцать сребреников, прообразовавшего страдания Спасителя.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИКвоспоминаемые события:

  • на утрене- произнесенные Христом в этот день обличения фарисеев и саддукеев (Мф.22:15-23:39)
  • на вечерне — притчи о благом и злом рабах, о десяти девах, о талантах и о Страшном суде (Мф.24:25-25:46), объясняемые в смысле творения добродетелей в земной жизни и того, как оно сказывается на участи человека в вечности.

Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

ВЕЛИКАЯ СРЕДАвоспоминаемые события:

  • покаяние блудницы и помазание ею Христа миром в доме Симона (сочетание двух повествований: Лк.7:36-50 и Мф.26:6-13, последнее читается на вечерне), приготовляющее Христа к погребению; и
  • начало предательства Иуды – его договор с иудеями о предательстве Христа за 30 сребреников (Мф.26:14-16) — сумму, достаточную в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима, читаемое на вечерне.

В богослужебных текстах службы Великой среды противопоставляется прославляемый поступок жены «грешницы» и обличаемые и проклинаемые сребролюбие и предательство ученика Христа — Иуды (Мф. 26:6-16).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОКвоспоминаемые события:

  • установление Христом Св. Евхаристии на Тайной Вечери;
  • умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним;
  • Молитва Спасителя в саду Гефсиманском;
  • Завершение предательства Иуды.

Утреня Великого Четверга (служится в среду вечером) продолжает тему предательства Иуды тропарем со знакомым нам по приготовлению к Причастию в Четыредесятницу текстом: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе». В первой части этого тропаря говорится о происходящих событиях: ученики просвещаются на Тайной вечере, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным.

Но не менее важна и вторая часть тропаря, которая содержит обращение не к участнику евангельских событий, а к каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» – посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия» – убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая решилась ради любви к деньгам предать Учителя. Этот тропарь являет нам одну из самых ярких особенностей Страстной седмицы: помимо изложения евангельских событий, ветхозаветных пророческих прообразований, толкований Св. Писания, отражения догматов веры и тайны искупления рода человеческого, все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие в важнейших местах службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе.

На утреннем богослужении вечерни, соединенной с Литургией Василия Великого совершенно особое место занимает знакомое нам песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем», которая в этот день поется вместо Херувимской.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Великий Четверг – это также день для освящения миро (но не во все годы), которое бывает по окончании Евхаристического канона. В России до 1917 года оно освящалось в Успенском соборе Московского Кремля и в Киево-Печерской Лавре.

Великий Четверг — день установления Господом Таинства Евхаристии. Поэтому, по традиции, все православные христиане, по возможности, оставляют все свои дела, чтобы причаститься в это утро Святых Христовых Тайн.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОКвоспоминаемые события:

  • Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, начинающихся в Сионской горнице и оканчивающихся Смертью Христовой на Кресте и Его Погребением, и их искупительное значение.

Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27:1) — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — Богослужением 1-го Часа (исторически связано со временем рассвета) (Мф. 27:2); время осуждения Христа у Пилата на смерть, бичевание и унижение — совершением 3-го Часа (утро); время распятия и крестных страданий Христа — 6-м Часом (полдень); время смерти — 9-м Часом (вечер); а снятие тела Христова со креста вечернею.

Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

Утреня Великой пятницы, имеющая особое название — Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, служится в четверг вечером, когда все верующие со свечами в руках, стоя в темноте храма, слушают чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Чтение Двенадцати страстных Евангелий при зажженных свечах, перемежаемое чтением 15 антифонов,  знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

Антифон 15-й – это самый значительный, самый торжественный гимн Божественному истощанию, которое мы должны видеть, не забывая о величестве Божием, о том, Кто′ страдает: «Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение». Таков последний антифон самой тяжелой и страшной службы Страстной седмицы, но в заключительных его словах мы видим впереди свет, мы все-таки идем навстречу Воскресению Христову.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву, а с утра в пятницу совершаются Царские Часы, называемые так потому, что за ними молились Цари и они содержат специально подобранные к теме Страстей псалмы, а также чтения из Ветхого и Нового Заветов. После часов служатся изобразительны.

В конце вечерни Великой пятницы (служится обычно в 14-15 часов) под пение стихиры на стиховне «Тебе, одеющагося светом яко ризою…» или под тропари после Трисвятого — «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое…», «Мироносицам женам при гробе представ Ангел…», — совершается чин Изнесения Плащаницы из алтаря на середину храма для последующего Погребения Спасителя на утрене Великой Субботы. Плащаница находится на середине храма в продолжение 3-х (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Далее, как правило, в приходских храмах на малом повечерии, следующем сразу после вечерни, как бы от лица Матери Христа, над Плащаницей читается умилительный и горестный канон Симеона Логофета «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (др. название канона- «Плач Пресвятой Богородицы»).

Это день самого строгого поста в году, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА (ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ СУББОТА) последний день седмицы Страстей Господних, канун Светлого Христова Воскресения. Воспоминаемые события:

  • Упокоение Спасителя после предпринятых Им ради нас Святых и Спасительных Страданий;
  • Его оплакивание Пресвятой Богородицей и Его учениками;
  • Погребение Его Честного Тела в ожидание Его Воскресения из мертвых;
  • Сошествие Христа во ад и Его победы над ним;
  • Новотворение человека;
  • Покой Бога в седьмой день.

Великая суббота — время тишины и покоя, когда совершается тайна Божественного Воскресения. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть — следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть, Христос, как всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту твердыню смерти. Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто пришел в этот день в его царство.

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя 9-я песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом благодаря  ее знаменитейшему ирмосу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Это слова Христа, которые, по мысли гимнографа, Господь сказал тайно Пресвятой Богородице, еще будучи во гробе. В ответ на Ее стенания и слезы Он Ей говорит: «Не рыдай Мене, Мати…» (есть даже иконография: Христос изображается во гробе, на фоне Креста, не лежащим, а как бы по пояс, и рядом с Ним Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов; эта икона так и называется: «Не рыдай Мене, Мати»). Говорится о том, что Господь еще не воскрес, но тайно Свою Пречистую Мать утешил.

После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, под пение Трисвятого и колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу — совершается крестный ход с плащаницей вокруг храма — чин Погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения.

В конце утрени Великой Субботы под пение стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…» совершается Целование Плащаницы (уставное).

Унесение Плащаницы в алтарь совершается на воскресной полунощнице (перед ночным крестным ходом), после чт. канона Великой Субботы «Волною морскою» перед Плащаницею при пении 9-го ирмоса данного канона «Не рыдай Мене, Мати…». После Плащаница находится на престоле в алтаре в течение 40 дней до дня отдания Пасхи.

В Великую Субботу утром служится вечерня, соединенная с торжественной Литургией св. Василия Великого, которая относится и к Преблагословенной Субботе, и к первому дню Пасхи. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.

Еще одна особенность богослужения субботы — на вечерне читаются пятнадцать паримий – отрывков из Ветхого завета, которые пророчествуют о таинстве Крещения (содержат образы воды) или прообразуют Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Классические тексты всем известны и понятны: про Иону во чреве китове (образ воды), книга пророка Ионы читается здесь целиком, из книги Исход читается отрывок о переходе через Красное море (снова образ воды), кончается он той песнью пророчицы Мариам, которая является первой библейской песнью канона: «Поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море…».

Также мы услышим паримию из книги Бытия о жертвоприношении Авраама (прообраз воскресения). Господь не дал Аврааму принести в жертву Исаака, а Своего Сына послал на смерть для спасения рода человеческого; эта паримия особенно значительно звучит в Великую Субботу. Еще и еще читаются ветхозаветные тексты и, наконец, последняя паримия из книги пророка Даниила, где говорится об испытании трех отроков, о наказании, которое оборачивается их торжеством; они воспевают победную песнь, гимн, который тоже считается пророчеством о Воскресении Спасителя, когда к каждому стиху припевается: «Господа пойте и превозносите во вся веки».

Днем в Великую Субботу в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово…

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

http://vichuga-voskr.cerkov.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
Back To Top
×Close search
Поиск