8 декабря 2019 года в 16.00 в храме свв. Космы и Дамиана Асийских состоялась панихида по бывшему настоятелю храма иерею Николаю Соколову, который был расстрелян в 1937 году
8 декабря 2019 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, в больничном храме Космы и Дамиана Асийских прошла панихида по первому настоятелю храма иерею Николаю Соколову, расстрелянному большевиками в 1937 году.
Богослужение совершил настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Отцу-настоятелю сослужил клирик храма протоиерей Борис Ланчиков.
За панихидой молились сотрудники, прихожане храма и сестры милосердия, а также правнучка убиенного священника Ольга Львовна Сергеева.
После панихиды состоялось чаепитие, на котором прозвучал рассказ о житии и подвиге отца Николая.
Фотоальбом «Панихида по иерею Николаю Соколову» см. в фотогалерее. Фото: Вера Андросова
Предлагаем вашему вниманию жизнеописание священника Николая Соколова.
Священник Николай Павлович Соколов
Николай Павлович родился 6 ноября 1874 года в Москве, в семье псаломщика. Получил специальность бухгалтера, но чувствуя призвание к другому жизненному пути, поступил в Спасо-Вифанскую духовную семинарию. До возведения в сан священника служил псаломщиком в церкви при университетской клинике. В 1900 году у них с супругой Лидией Андреевной Золкиной родилась дочь Машенька. Ее крестной стала одна пожилая великосветская дама, известная в обществе своей благотворительностью и делами милосердия. Ее дружба и покровительство сыграли большую роль в жизни семьи Соколовых: именно она поддержала и наставила Николая Павловича на путь священнического служения.
Имя этой дамы в семье отца Николая не сохранилось. Но по данным историка В.Н. Петрова это была Варвара Евграфовна Чертова, руководительница московского «Дамского попечительства о бедных», основательница Александро-Мариинского института благородных девиц и целого ряда приютов и богаделен, в том числе для слепых и неизлечимо больных детей. При её содействии во многих приютах были открыты домовые храмы. В.Е. Чертова очень дружила с Лидией Андреевной, несмотря на разницу в возрасте. Семья Соколовых часто гостила в ее имении в Истре. По воспоминаниям дочери о. Николая Марии, они снимали рядом дачу и проводили там летнее время, ходили на службы в Ново-Иерусалимский монастырь. Благодаря своей крёстной Маша имела возможность поступить в 1-ю Женскую Гимназию, а затем – в Александро-Мариинский институт, который закончила в 1917г, получив превосходное воспитание и образование.
После окончания семинарии молодой священник Николай Соколов был направлен на служение в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских при Солдатенковской больнице (сейчас больница им. С.П.Боткина). А в Первую мировую войну, с 23 февраля 1915 года, отец Николай одновременно мобилизован священником в Ходынский заразный госпиталь, бараки которого были построены за Солдатенковской больницей. Жил он с семьей здесь же, в одном из корпусов на территории больницы. Матушка Лидия с дочерью помогали в больнице сестрам милосердия. Кроме того, матушка, прекрасная рукодельница, шила одежду для детей из приюта.
В октябре 1917 года к власти пришли воинствующие безбожники, социал-демократы, повторявшие вслед за своим вождем и идеологом Лениным: «Всякая религиозная идея есть самая гнусная зараза». Революционеры поставили целью уничтожить тысячелетнюю культуру России, и для этого направили главный удар по ее духовным основам, хранителем которых всегда была Православная Церковь. В январе 1918 года был принят «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этим декретом Церковь отделялась от государства, лишалась своих школ, типографий, богаделен, храмов, богослужебных книг и утвари, которые были объявлены государственной собственностью. Монастыри приспосабливались под тюрьмы и жилье совслужащих, повсюду закрывались домовые церкви, храмы расстреливались из огнестрельных орудий или подвергались разграблению и осквернению. Православная Церковь вступила в эпоху жесточайших гонений.
В этом же 1918 году по принуждению советской власти отец Николай вынужден был покинуть службу. Богослужения в храме свв. Космы и Дамиана прекратились, впоследствии храм был разорен и закрыт. Отец Николай с семьей был переведен в подмосковные Бронницы, село Погост-Романь, в церковь святителя Николая Мирликийского. В этом красивом белом храме (ныне разрушен) на живописном берегу Москвы-реки он прослужил настоятелем еще 19 лет, до 1937 года. Маленький домик при храме, в две комнаты, почти вросший в землю. Здесь любили гостить дочь о. Николая с тремя его внучками (младшая родилась в год его последнего ареста). Батюшка успел крестить всех троих. Он очень любил внучек – поиграть, побаловать конфетками, сводить в лес за грибами. Очень радовался, когда они приходили в храм на службу, но никогда не заставлял насильно.
По воспоминаниям, о. Николай «был очень добрый, порядочный и честный человек. Никогда не повышал голоса. Когда отпевал кого-нибудь, сам плакал. Прихожане его очень любили». Прекрасно образованный, искренний и внимательный батюшка пользовался всеобщим уважением и имел большое влияние на окружающих. Он открыто и мужественно исповедовал свою веру. И его активная деятельность – служение в храме, обходы окрестных селений с иконами и молебнами и беседы с жителями – не осталась незамеченной для властей. С 1918 по 1922 годы отца Николая несколько раз арестовывали на срок от полутора до четырех месяцев. Но самое тяжелое испытание было впереди. 1937 год был 26-ым годом священнического служения отца Николая. В ночь на 29 ноября по доносу ключницы храма за священником приехала машина. Он был арестован и помещен в Бронницкое отделение милиции. Под утро туда пришла матушка Лидия. Она успела увидеть, как из ворот выезжает грузовик с заключенными, и, вглядываясь в их лица, вдруг встретилась глазами с мужем… Отец Николай молча глядел на свою матушку. Она – на него… пока грузовик не скрылся за поворотом. Ей так и не удалось ничего узнать о муже. Не увенчались успехом долгие хождения на Лубянку. В конце концов ей пригрозили, что если ее еще раз там увидят, ее постигнет участь мужа. О чем думал, о чем молился отец Николай, не сводя глаз с удаляющегося такого родного силуэта жены, застывшего на обочине дороги? Сегодня, в трясущемся кузове грузовика с арестантами, он начал путь на свою Голгофу. Николая Павловича отправили в Москву и заключили в Таганскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации.
Когда началось следствие, свидетели показали: «Весной 1936 года обвиняемый Соколов Н.П. вел религиозную пропаганду среди населения, заявляя: «Жизнь крестьянам пошла тяжелая, загнали в колхозы, порабощают до того, что даже запрещают в церковь ходить, можно ли было когда-нибудь подумать, что придет такое время и найдутся такие люди, что будут запрещать молиться Богу. Вот, это время подошло, но большевики на одной лжи долго не продержатся. Придет такое время, что все от них откажутся». «Ты от Бога не должна отходить, Бог всесилен и всемогущ, а советская власть — это временное явление, посланное антихристом, недолго будет существовать». Сам священник на допросе подтвердил свои слова.
Из протокола допроса:
Вопрос: Вы обвиняетесь в систематической контрреволюционной деятельности против компартии и советской власти. Признаете ли Вы себя виновным?
Ответ: Признаю себя виновным в том, что будучи сильно убежден в религии (так записано полуграмотным секретарем в оригинале допроса), был не согласен с политикой компартии и советской властью по отдельным вопросам.
Вопрос: По каким именно вопросам Вы были не согласны?
Ответ: Прежде всего я против двуличной политики ВКП(б) по вопросу отделения Церкви от государства. С одной стороны, сов. власть в своих законах пишет, что Церковь от государства отделена и религиозно-убежденные имеют право свободно совершать обряды. А на самом деле сов. власть открыто устраивает гонения на религию, самовольно, без разрешения верующих, закрывает церкви и жестоко расправляется со служителями культа. Я был против такой политики и враждебен ей… Поэтому… группировал вокруг себя верующих и внушал им антисоветские взгляды. Призывал верующих подражать жизни святых. Антисоветской деятельностью я занимался в силу своих убеждений… Виновным себя в этом признаю.
Заседание тройки НКВД от 5 декабря постановило: «Соколова Николая Павловича расстрелять». Приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне через 4 дня, 9 декабря 1937 года.
Список использованных источников:
1. Сергеева О.Л. Воспоминания, семейные архивы.
2. ru.wikipedia.org/wiki/Чертова_Варвара_Евграфовна
3. Петров В.Н. Неопубликованные материалы.