skip to Main Content

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса Небо одушевленное человеколюбием содела, от неплоднаго бо корене Сад Живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе.

Стихира на Господи Воззвах Великой вечерни Рождества Пресвятой Богородицы, глас 6

21 сентября (8 сентября по церковному календарю) Православная Церковь празднует первый в чреде двунадесятых праздников в годовом богослужебном круге, посвященный первому важному событию новозаветной истории – рождению от неплодных праведных Иоакима и Анны, Пресвятой Девы Марии, долгожданного плода их веры и усиленных молитв. Празднуемое событие явилось предвестником пришествия Мессии, став частью замысла Божия о спасении человечества от власти греха, вечной смерти и сатаны. Празднику предшествует один день предпразднства, затем – сам Праздник и 4 дня попразднства.

Святитель Епифаний Кипрский говорит: «Имя Иоаким  означает “приготовление для Господа”, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, то есть Пресвятая Дева Мария; имя Анна — “благодать”, потому что Иоаким и Анна получили благодать через зачатие от них благословенной Девы. По отцу Дева Мария происходила из рода царского, по матери — из архиерейского. Таким образом, Она венчана славой и честью: славой — потому что прозябла от царского корня, честью — потому что изросла от архиерейского племени»[1]. Дева Мария была единственной дочерью Иоакима и Анны, рожденной ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию.

По словам блж. Иеронима Стридонского, Пресвятая Дева названа Марией, потому что так назвал Ее Ангел, предвозвещавший родителям о Ее рождении. А по свт. Епифанию, «Мария, или Мариам, с еврейского языка, значит “госпожа” и “надежда”. Потому что Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков» (т.е. народов). Мария, став Матерью Творца, говорит преподобный Иоанн Дамаскин, действительно стала Госпожой всех тварей.

Преподобный Иоанн Дамаскин так изъясняет родословие Святой Девы: Левий, происшедший от племени Нафана, сына Давидова, родил Мелхия (см.: Лк. 3, 24–31) и Панфира; Панфир — Варпанфира, Варпанфир — Иоакима, Иоаким — Святую Богородицу.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, дополняет, что иерей Матфан, священник Господень (который есть не тот Матфан, который от племени Соломона – сына Давида, родивший Иакова, отца Иосифова – мужа Девы Марии), родил три дочери — Марию, Совию (матерь Елисаветы, родившей свят. Пророка Иоанна Предтечу) и Анну, матерь Пресвятой Богородицы. То же, по словам свт. Димитрия, извещается и от святого мученика Ипполита, его же Никифор в книге своей второй в главе третьей приводит во свидетельство: «Той, описуя сродство Пресвятой Богородицы, воспоминает Матфана священника — деда по матери Пресвятой Богородицы, родившего три дщери, не воспоминает же, яко той священник имел родити Иакова, отца Иосифова, но точию дщери, сына же ни единого». Подтверждением сказанного, по свт. Димитрию, также служит тот факт, что племя Иудово и дом Давидов не священствовал, и только из Левиина племени и дома Ааронова происходили священники.

Праздник воспоминания Рождества Пресвятой Богородицы был установлен Церковью еще в древности. Указание на него можно найти в IV веке, когда равноапостольная Елена, как пишут путешественники, основываясь на палестинских преданиях, соорудила храм в честь и память рождения Матери Божией. Указания на этот праздник также можно найти в творениях святителей Иоанна Златоуста, Прокла, Епифания и блаженного Августина.

В V веке о празднике Рождества Богородицы упоминается в служебнике (сакраментарии) папы Геласия. В этом же веке святитель Анатолий, епископ Константинопольский, написал на день Рождества Богородицы некоторые стихиры, и ныне поемые Церковью в этот день.

В VI веке о праздновании Рождества Богородицы упоминает святитель Григорий Двоеслов в своем сакраментарии. В этом же веке Стефан Святоградский, в VII веке святитель Андрей Критский и Сергий, патриарх Константинопольский, в VIII — преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Герман, патриарх Константинопольский, в IX — святитель Иосиф Студит прославили событие Рождества Богородицы множеством песнопений, которыми и ныне Церковь воспевает родившуюся Пресвятую Деву. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит пречистое рождество» Марии Богоневесты»[2].

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, сообразно важности события в домостроительстве нашего спасения, — великий, двунадесятый, вселенский. Празднуя Рождество Богородицы, Церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя», как поется в хвалитной стихире праздника.

«Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь», — воспевает Церковь во время богослужения. «Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы»[3]. В кондаке Праздника и праздничной стихире на литии воспевается о чудесном рождении Девы Марии, Которая стала источником нетления, обожения и избавления от смерти всех людей: «Иоаким и Анна поношения бесчадства свободистася во святем рождестве» Пречистой Дщери своей; «Раждается Мати Живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, Ея же ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом. Раждается Матерь Божия, и мир с Нею обновляется, Церковь в свое благолепие украшается».

Святитель Андрей Критский в слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу».

Преподобный Иоанн Дамаскин в его Слове в день Рождества Богородицы отмечает, что «день Рождества Богородицы — это праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость. Дева Мария родилась от неплодной, потому что чудесами дóлжно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем — главнейшему из чудес и постоянно восходить от меньшего к большему».

В Евангелии (Лк. 1, 39–49, 56) на всенощном бдении Церковь благовествует о свидании Пресвятой Девы Марии после Благовещения с праведной Елисаветой, у которой, при приближении к ней Матери Господа, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа и назвала свою гостью Матерью Господа и блаженной. Таким образом младенец Предтеча и его мать первые исповедали Спасителя и Матерь Его. А Сама Богоматерь, объятая Духом Божиим, в высоких пророческих чертах изобразила благодарность Свою к Господу, Свою радость о Боге, Спасителе Своем (Лк. 1, 47), Свое смирение и всемирное Ее ублажение.

На литургии святителя Иоанна Златоуста Апостол (Фил. 2, 5–11) проповедует о состоянии уничижения Иисуса Христа, Сына Божия, начавшемся в воплощении и рождении Его (т.е. будучи Сыном Божиим он восприял на Себя тленную человеческую природу), и о последующей Его славе. Евангелие (Лк. 10, 38–42; 11, 27–28) благовествует о проповеди Иисуса Христа, за которую ублажали не только Его Самого, но и Его Мать.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Рождество Пресвятой Богородицы. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный

университет, 2014. — Серия «Православное богослужение».

[1] Четьи-Минеи, 8 сентября

[2] Один из Богородичных тропарей на водосвятии

[3] Праздничная стихира на «Господи воззвах»

Back To Top
×Close search
Поиск