29 декабря и 5 января – Недели святых Праотец и святых Отец
Адама восхвалим, Авеля, Сифа и Еноса, Еноха и Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, Иова и Аарона, Елеазара и Иисуса, Варака, Сампсона и Иеффая, Давида и Соломона.
Светилен праотцев Канона святых Праотец
Богослужебное почитание ветхозаветных святых в Церкви известно ещё в ранних уставах и сохраняется до сих пор. Свои богослужебные последования в Минее имеют все четыре великих пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил с тремя отроками) и 12 малых пророков, книги которых имеются в каноне Священного Писания, а также пророки Моисей, Илия, Елисей, Давид и Самуил, праотец Иов Многострадальный и семь мучеников Маккавейских. Особенно много ветхозаветных памятей имеет Рождественский пост как время подготовки к приходу Спасителя, который есть исполнение закона и пророков. Праотцы, то есть ветхозаветные святые, которые являются предками Иисуса Христа по плоти — Адам, Ной, Авраам и другие, имеют два особых дня памяти в воскресения перед Рождеством Христовым, которые называются Неделя святых праотец и Неделя святых отец.
Жизнь святых праотцев и отцев была богоугодной, они чаяли избавления Израиля и исполнялись великих откровений от Бога.
Святая Церковь напоминает нам о них перед Рождеством ради их веры – веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.
В гимнографии Недели святых праотец (второе воскресенье до Рождества Христова) и Недели святых отец (воскресенье перед Рождеством Христовым – в наступившем 2025 году это 5 января) прославляются в основном одни и те же ветхозаветные праведники, начиная с Адама: Авель, Сиф, Ной, Сим, Авраам, Моисей и другие. В песнопениях той и другой Недели они именуются «праотцами» и «отцами», употребляемые в качестве синонимов.
НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ
В службе Недели святых праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством) прослеживается вся история ветхозаветного человечества на примере людей, которые послужили пришествию Спасителя. В богослужебных текстах названы имена 60 праведников из книг Ветхого Завета. Здесь и родоначальники человечества (от Адама до сыновей Ноя — Сима и Иафета), и Патриархи — Авраам, Исаак, Иаков и его 12 сыновей , Лот, Мелхиседек, Иов, а также праведные представители народа израильского, начиная от Моисея и кончая последним ветхозаветным пророком Малахией. Указываются имена всех пророков (кроме почему-то пророка Иоиля), книги которых входят в канон Библии и где есть многочисленные пророчества о Христе. Упомянуты и представители царского рода — предки Спасителя: Давид, Соломон и последний праведный царь Иудеи Иосия.
В девятой песне канона праотцам собраны вместе праведные жёны израильского народа: жёны Патриархов Сарра, Ревекка и Рахиль; сестра Моисея — пророчица Мариам; судья Израиля
Девора, Анна (мать пророка Самуила) и Олдама; моавитянка Руфь, прабабушка царя Давида; и, наконец, Иаиль, Есфирь и Иудифь, через которых Господь спасал Свой народ в разное время ветхозаветной истории. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.
Но прекрасным венцом и плодом истории ветхозаветных праведников стала, конечно, Пресвятая Богородица, о чём многократно говорится в песнопениях службы Недели святых праотец. Например, в тропаре праздника: «Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь, хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас». Другой пример – из стихиры на Господи воззвах Великой вечерни: «Праотцев днесь, вернии, совершающе память, воспоим Христа Избавителя, возвеличившаго их во всех языцех, и чудес преславная верно совершившаго Господа, яко державна и сильна, и от них показавша жезл силы нам, едину неискусомужную, и Богоотроковицу Марию чистую: из Неяже цвет пройде Христос, израстивый всем жизнь, и неиждиваемую пищу, и спасение вечное».
Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми и, как правило, со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например, у афонского иконописца Дионисия Фурнаграфиота встречаем: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).
НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЕЦ
Неделя святых отец перед Рождеством Христовым посвящена праведникам, из рода которых произошел Спаситель. Их праведность заключалась в том, что они с надеждой ожидали спасения и пришествия Мессии. Согласно библейской истории, самые почитаемые из этих «святых отец» следующие: Исаак, Иаков, цари Давид и Соломон, Иосиф – муж Марии, «от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1: 16).
В песнопениях богослужебной Недели святых отец делается акцент на прославлении Авраама, Исаака и Иакова. Поются тропарь и кондак праздника, в котором упоминаются пророк Даниил и отроки «в пещи». Все они большую часть жизни провели в Вавилонском плену: Даниил показал свою мудрость, разгадывая сны царю, а отроки, брошенные в печь за отказ поклониться идолу, исповедали Бога. Отрокам и пророку Даниилу, который был из колена Иудина (а о Христе в Откровении святого апостола Иоанна Богослова говорится: «Лев из колена Иудина» (Откр. 5: 5)), положена память Рождественским постом 30 декабря, и она близка по времени к Неделе отцов.
В церковном искусстве сложилась особая композиция, изображающая предков Иисуса Христа в виде живописного родословного древа – это так называемое «Древо Иессеево».
«Древо Иессеево» получило широкое распространение. Литературными источниками изображения являются библейские тексты и гимнография. В Апокалипсисе Иисус называет Себя «корень и потомок Давида» (Откр. 22: 16). Апостол Матфей в первой главе своего Евангелия приводит родословие Иисуса Христа, и вслед за родословной идет повествование о том, что Мария зачала Сына, имея «во чреве от Духа Святого» (см.: Мф. 1: 18), а ангел обращается к праведному Иосифу с этой вестью, называя его «сын Давидов» (Мф. 1: 20). И в воскресный день на литургии читается «Книга родства», родословная, где перечисляются праотцы, вплоть до Иосифа.
В Новом Завете исполняются пророчества Исаии об отрасли «от корня Иессева» (Ис 11: 1). Святитель Николай Сербский (Велимирович) объясняет: «Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо Она была потомком Иессея и Давида». И в соответствии с этим представлением в композицию иконы иногда вводится Богоматерь в вершине дерева. А Иессей изображен сидящим на горе у его корня, разрастающегося и разделяющегося на несколько ветвей. В завитках – медальоны, в которых по пояс группами изображены предки Христа по плоти. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота XIII столетия, в рекомендации о том, кого и как изображать, упомянуты «еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку».
По словам священномученика Сергия Мечёва о святых праотцах, предпразднуя Рождество, Церковь даёт нам образы ветхозаветных праведников, в течение всей жизни ждавших Спасителя. Они заповедовали это ожидание детям и внукам и не потеряли веры и чаяния до конца. Христос пришёл «падшего праотца восставить образ», и Церковь, приуготовляя нас к великому празднику, вспоминает праотцев, а на следующей неделе отцев, по времени ближе к пришествию Спасителя и являющих нам яркий прообраз пришествия Христа. Эти великие праведники с терпением верили, что Спаситель откроет перед ними двери рая. Рождественское богослужение указывает на эту связь, существующую между Ветхим и Новым Заветом. Нам надо поучиться вере людей, которые, не видя Спасителя, сохранили упование до конца. Поэтому их песни, их псалмы, их покаянный плач Церковь вводит в наше новозаветное богослужение.
Использованные источники:
1. Материалы интернет-сайтов:
https://nsad.ru
https://monastery.ru/
https://trechsvyatitels.cerkov.ru/
2. Православный календарь «От Пасхи до Пасхи» 2024-2025. Священное Писание Ветхого Завета.