skip to Main Content

4 декабря – Введение во храмПресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Непорочная Агница и нескверный чертог, в дом Божий Богородица Мариам с веселием вводится преславно, Юже ангели Божии дориносят верно, и вси вернии блажат присно, и благодарственно поют Ей непрестанно велиим гласом: наша слава и спасение Ты еси, Всенепорочная.

Седален канона Введению во храм Пресвятой Богородицы, глас 4.

Праздник Введения Божией Матери во храм, отмечаемый православными христианами 4 декабря (21 ноября по церковному календарю), известен с IV века, а в число двунадесятых праздников Церкви, по некоторым сведениям, он вошёл лишь после XIV века.

Согласно преданию Церкви, запечатленному в апокрифических источниках Церкви — «Протоевангелии Иакова» (вторая половина II века) и «Евангелии Псевдо-Матфея» (ІХ век), праведные родители Пресвятой Девы Марии Иоаким и Анна, подобно пророчице Анне — матери пророка Самуила, молясь о разрешении своего неплодства, дали святой обет принести в жертву Богу свое дитя, если Бог им его дарует. Через три года по рождении у них преблагословенной Дщери, исполняя свой обет, они ввели Богоотроковицу в Иерусалимский храм и посвятили Ее Богу.

О введении Пресвятой Девы в храм Божий в трехлетнем Ее возрасте упоминают в І веке святой Евод, епископ Антиохийский, и в IV — блаженный Иероним Стридонский.

Торжество Введения Пресвятой Девы в храм, по древним церковным преданиям, выглядело так. Праведные Иоаким и Анна, по обычаю, созвали в Назарет своих родственников, собрали лик дев и приготовили множество свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, они все благоговейно и торжественно шли к храму Божию, что было подобно ветхозаветному шествию с ковчегом завета в храм Соломонов (см.: 1 Пар. 15). Юные девы с зажженными свечами и пением шли впереди Девы с благочестивыми родителями. За ними с веселием следовали родственники, соседи и знакомые. Первосвященник и священники с псалмами духовными встретили Пресвятую Деву, будущую Мать Великого Архиерея.

Блаженный Иероним писал: «Вокруг храма, в соответствии с пятнадцатью псалмами степеней, было пятнадцать ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты пели один псалом, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьей рукой не поддерживаемая, без посторонней помощи взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, то это уже предвещало, какова будет Она».

Все удивились, видя трехлетнюю Отроковицу так скоро преодолевшей все ступени, как будто бы Она была совершеннолетней. Первосвященник Захария (по некоторым источникам, это был будущий отец пророка Иоанна Предтечи) совершил дело необычайное и для всех удивительное: он ввел Отроковицу в самое Святое святых, где находился ковчег завета. Туда по закону дозволено было входить только одному архиерею однажды в год, и притом с очистительной жертвенной кровью, которую приносил он за себя и за грехи народа; туда был запрещен вход не только женскому полу, но даже священникам (см.: Исх. 30, 10; Евр. 9, 7).

Но Матерь Божия, по выражению предания, была введена во Святая святых, подобно ветхозаветному ковчегу Божию, который в древности с духовным веселием был внесен во Святая святых (см.: 1 Пар. 15) и служил прообразом Пресвятой Девы Марии — одушевленного ковчега, Который будет носить в Себе Христа Бога. Первосвященник Захария, проразумевая будущее, ввел Пресвятую Деву во Святая святых по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие Ее при входе в храм Божий — Ее родители, родственники и девы, — объяты были духом Божиим.

Пресвятая Дева вошла во Святая святых не только однажды, в день Введения, но во все время пребывания Своего в храме Она всегда невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже и первосвященнику (см.: Лев. 16, 2). По словам Церкви, «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая святых». Этим было показано особое значение Девы Марии для спасения людей.

По блаженному Иерониму, «Дева Господня с течением лет возрастала в благочестии, по словам Давида: Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс. 26, 10). Она была удостоена явлений Ангелов. Это охраняло Ее от всех зол и обогащало всякими благами». В святом доме Божием Она непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Писания и в рукоделии. «Всю Ее, — говорит Церковь, — пребывающую внутрь храма и питаемую пищею небесною, освятил Дух Всесвятый».

Пресвятая Дева Мария обитала в Иерусалимском храме около двенадцати лет. Достигнув совершеннолетия, Она Сама Себя уневестила Богу, дав обет всегдашнего девства. По Протоевангелию от Иакова и сведениям последующих учителей Церкви, Она первая обручила Свое девство Богу. Бог внушил Ей желание девства, совершенно не похвалявшееся у иудеев, потому что избрал Ее, да сбудется Писание: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14).

Когда для Марии наступило время, в которое Она, по обычаю законному, должна была оставить святое жилище Своего благочестивого воспитания и, подобно прочим девицам, вступить в супружество, Она объявила первосвященнику и священникам, что Она от зачатия Своего посвящена родителями единому Богу и Сама дала обещание блюсти вовеки Свое девство и потому не может сочетаться браком. Поэтому для нетленного хранения девства под чином и образом супружества Святая Дева примерно на пятнадцатом году Своей жизни, по совету и согласию священного собора, была обручена Своему родственнику праведному Иосифу, маститому старцу. Тот решился, храня воздержание, таить девственную честь Марии, считаясь мнимым мужем Ее и мнимым отцом Иисуса Христа (см.: Лк. 3, 23) до совершенного открытия миру тайны воплощения. Таким образом, Она переселилась из храма в Назарет, в дом праведного Иосифа.

В богослужебных текстах праздника все описанные события связываются с дальнейшими евангельскими событиями и догматически разъясняются. Так, в стихирах на хвалитех поётся, что Пресвятая Дева «небесным воспитана хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово, Емуже яко храм избранный и всенепорочный предобручался еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу».

В своем Слове в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивает значимость духовного подвига юной Девы Марии: «В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии. Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу, как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник.

Какой прекрасный пример для отцов и матерей и их детей, для дев и юношей христианских! И они обязаны, как последователи Господа Иисуса Христа, как рабы Небесной Царицы Богородицы и Начальницы мысленного наздания – Церкви, к которой они принадлежат, подражать по силе своей Ее горячей любви к Богу, Ее усердию к чтению слова Божия, к молитве, богомыслию, воздержанию, трудолюбию! Если мы не хотим напрасно называться духовными членами Церкви Христовой, этого святого Дома Божия, коего Царица и Мать есть Пресвятая Дева Богородица, то и в нас должно мудрствоваться то же, что и в Ней – Царице-Матери. Да будут чада Ее по благодати единого духа с Ней! Да поучаются у Нее, как любить надо Господа, Создателя своего, паче всего на свете, паче отца и матери, паче всех присных своих; как усердно поучаться в слове Божием, чего, к несчастью, не видно между именующимися учениками и ученицами Иисуса Христа; с каким сердечным жаром любви молиться Господу, как Ему предаваться всем сердцем, как поручать Его премудрому и всеблагому Промыслу всю свою судьбу; какой чистотой, кротостью, смирением, терпением всегда облекаться, украшаться вместо суетных украшений мира сего прелюбодейного, грешного, не знающего меры роскоши и изысканности в телесном одеянии; как любить сожитие с Богом и со святыми паче, неже жити в селениих грешничих (Пс. 83,11).

Так как Пресвятая Дева введена была во храм для воспитания Господу, то побеседуем ныне о пользе и необходимости посещать храм Божий, как дом Божий, и место нашего воспитания для Небесного Отечества. Мы называемся христианами и все позваны Иисусом Христом в Небесное Отечество быть небесными гражданами, наследниками Божиими, сонаследниками Христу. Звание наше очень высокое, обязанности наши также весьма важные; духа мы должны быть возвышенного, святого, кроткого, смиренного».

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://foma.ru/

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Православный календарь «От Пасхи до Пасхи» 19.04.2020-02.05.2021. «Пресвятая Богородица, спаси нас…».
Back To Top
×Close search
Поиск