Беседы с батюшкой: Праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В московской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Эфир от 11 сентября 2018 года.
– Всех вас поздравляю с праздником святого Предтечи Иоанна Крестителя, память которого мы сегодня совершаем – день Усекновения его честной главы.
– Сегодня наша передача посвящена празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи. Расскажите, пожалуйста, о смысле праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.
– Этот праздник удивителен, потому что он говорит нам о трагедии. Произошла трагедия, был обезглавлен величайший праведник, который когда-либо жил на земле. Почему мы этот день отмечаем как праздник? Это вопрос, который многие задают, многих это смущает, почему христиане превращают в праздник какие-то трагические события и как будто бы даже поклоняются этому. С чем это связано? Об этом стоит сегодня поговорить и подумать, почему Святая Церковь установила день Усекновения главы Иоанна Предтечи как праздник, как торжество, хотя и день постный.
Для этого надо вспомнить историю этого события, евангельскую историю. Иоанн Предтеча – величайший пророк. Предтеча – тот, кто готовил народ Божий к принятию Христа, проповедник покаяния, обличитель греха. Очень многие слушали его, прислушивались к его мнению, к его проповеди. Даже царь Ирод – жестокий, властный человек, который позволял себе очень многое, – даже он, как говорится в Евангелии, слушал с удовольствием то, что говорил Иоанн Предтеча. В общем-то, ценил его как праведника, как пророка.
Какой был повод к этой трагедии? Повод в том, что Иоанн Предтеча обличал Ирода за беззаконную связь с Иродиадой. Ирод взял себе в жены Иродиаду – жену своего брата Филиппа. Иоанн Предтеча обличал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь ее женой». За это Ирод очень гневался, а еще больше гневалась Иродиада. В конце концов по наветам этой злой женщины Иоанн Предтеча был заключен в темницу, потому что Ирод не знал, что с ним делать. Сразу убить его он боялся, боялся гнева народа, боялся обличения. Конечно, он ничего не хотел исправлять в своей жизни, поэтому Иоанн был заключен в темницу.
Наступил день рождения Ирода. Собрались гости. Восточный пир с плясками, угощениями… В этот день дочь Иродиады Саломея плясала и угодила Ироду, как сказано в Евангелии. Видно, это была какая-то особая пляска, сладострастная, которая всем очень понравилась, всех распалила. В этом распалении, опьянении страстью Ирод, чтобы поблагодарить эту девицу, сказал: «Проси у меня что хочешь; я тебе дам». Девица спрашивает у своей матери, что ей просить у Ирода. Понимает, что момент очень важный, что можно попросить что-то очень важное. Иродиада говорит: «Пускай даст голову Иоанна Предтечи на блюде». Не просто убьет его, а принесет на блюде как жертву, как знак того, что в этом противостоянии победил грех, победило зло, Иродиада победила, а не Иоанн Предтеча.
И вот Ирод, когда дал эту клятву, пообещал дать все, что она попросит, был вынужден совершить это преступление, приказал усекнуть, то есть отрубить, голову Иоанна Предтечи в темнице. По трусости, по малодушию, по ложному стыду Ирода (как о нем подумают другие люди, что он свое слово не держит) совершается великое преступление, великое зло. Но это зло, эта трагедия для Церкви Христовой, для христиан становится великим праздником. Почему? Потому что кровь мученика, праведника становится тем живительным источником, который дает возможность людям покаяться, осознать зло и принести Богу покаяние. Поэтому так почитается Иоанн Предтеча – как проповедник покаяния, как безвинно погибший праведник, который ничего для себя не хотел, ничего не имел, а целиком служил Богу, служил Христу, предтечей Которого он был.
День Усекновения главы – день строгого поста. Это как раз призыв для нас к покаянию, к осмыслению своей жизни, к осмыслению того, к чему приводит грех, даже маленький. Потому что любой грех следствием имеет смерть, приводит к разрушению, хаосу. Для того чтобы мы могли как-то противостоять греху, нам необходим пост, необходим подвиг, необходимо покаяние.
– Вопрос телезрителя: «Как правильно в этот день соблюдать пост? Говорят, что постный день, а другие батюшки говорят, что строгий пост».
– Обычно в этот день по приходской практике постятся без рыбы. Есть люди, которые способны более строго поститься. Некоторые постятся и без подсолнечного масла. Но, как правило, многие постятся просто без рыбы. Но важно этот день провести в молитве, побыть в храме Божием на богослужении; может быть, даже причаститься Святых Христовых Таин. Потому что пост – это не только еда, это прежде всего осмысление своей жизни, это покаяние, это возможность увидеть свой грех, осознать, что в моей жизни не так, и подумать, как это исправить. Поэтому правильно пост провести в молитве, в участии в богослужении и разумном воздержании в пище и развлечениях, в лишних делах. Отложить лишние дела, чтобы этот день провести в тишине, в молитве.
Вообще вся наша жизнь должна быть пост, в смысле трезвение, постоянное внимание к самому себе. Грехи начинаются с самых малых вещей, просто с рассеянности, просто с невнимательности, просто с этого: а почему мне нельзя сделать это или то? Когда человек не думает о последствиях… Ведь страшные злодеяния не происходят сразу, человек постепенно к этому приходит. И доходит до такого, что уже не в состоянии управлять собой. Сначала он разрешает себе малое, потом все больше и больше, а потом он даже не понимает, как получается великое зло, которое он совершает. Он как будто становится одержимым.
– Как получилось с Иродом.
– Да. Он, в общем, и не хотел, наверное, убивать Иоанна, но так получилось. И очень часто в нашей жизни бывает то же самое. Мы потом уже, задним числом, думаем: почему это произошло, зачем я это сделал? Просто, как говорят в народе, бес попутал.
Сегодня на литургии читалось Евангелие о гадаринском бесноватом. Как раз это относится именно к этой теме: человек невнимательный рано или поздно попадает под действие этой невидимой бесовской силы, которая начинает им управлять. Поэтому человек сам не понимает, как так получилось. Как получилось, что он совершил большой грех, как будто им кто-то управляет, будто кто-то связывает его волю и заставляет творить зло.
– Ведь Ирод опечалился, когда Иродиада попросила главу Иоанна Предтечи. То есть он внутренне не хотел, не был расположен к этому поступку. Но все-таки отдал приказ, и Иоанн Предтеча был обезглавлен. Почему возникает такая двойственность у человека, в данном случае у Ирода (и вообще у современного человека)?
– Человек имеет двойственность как следствие лукавства его совести. Ведь мы, с одной стороны, понимаем, что надо делать добро и исполнять заповеди Божии, а с другой стороны, нам хочется иметь свободу, угождать себе. Очень трудно бывает себя ограничить, остановиться и сказать: нет, я это делать не буду. Вроде как можно так, а можно и так. Эта двойственность приводит сначала к малым грехам, потом и к большим. Человек просто запутывается в своей жизни. Ирод сначала пообещал, распаленный блудной страстью, дать все этой девице, а потом, понуждаемый гордостью, ложным стыдом (как же он не исполнит свое слово?), отдает приказ убить Иоанна Предтечу. Одна страсть дополняет другую. Человек становится пленником этих страстей. Он уже не может поступить так, как ему подсказывает совесть, а вынужден поступать по страсти. В молитве, которую мы читаем во время литургии, есть такие слова: «Господи, избави меня от совести лукавой» (от этой двойственности).
К сожалению, эта двойственность очень часто присутствует в нашей жизни. С одной стороны, мы все понимаем, что должны делать добро, любить Бога и друг друга, а с другой стороны, мы всегда находимся в состоянии какого-то компромисса со злом. Мы всегда говорим: ну, если уж так тяжело исполнять заповеди, здесь можно отступить, здесь вот можно по немощи уступить и так далее. Это очень распространено, особенно когда начинается Великий пост. Иногда люди обоснованно просят благословения в чем-то ослабить пост, но иногда это происходит просто оттого, что человек не хочет потрудиться. Он говорит: я же устаю, я же работаю, можно мне здесь не поститься, сократить правило ко Святому Причащению, можно мне коротенькие молитвы читать… И от этого компромисса происходит такая двойственность совести: вроде как можно так, а можно и так.
Наверное, это одна из самых больших опасностей для современного человека. Вроде бы как внешне можно быть верующим, молиться, никто не запрещает заповеди Божии исполнять, с другой стороны, все время мир нам говорит: ты можешь сделать так, как тебе удобно, всегда можешь подстроиться, найти компромисс. Ты можешь не жертвовать особо ничем, остаться хорошим человеком, но поступать по своей воле. Этот путь очень опасен, потому что постепенно у человека теряется ориентир, как вообще ему правильно жить. Такие праведники, как Иоанн Предтеча, великие святые как раз и напоминают, будят нашу совесть, что так жить нельзя, надо жить просто, не двойственно, не лукаво, а идти одним путем. Господь говорит в Евангелии: не можете служить Богу и мамоне, не можете служить двум господам. Если хочешь служить Богу, тогда уже ты не можешь идти на компромиссы со своей совестью, иначе у тебя не будет свободы от греха, не будет дерзновения молиться Богу, не будет радости от того, что ты служишь Богу.
– Вопрос телезрителя: «Насколько известно, царь Ирод боялся гнева народа, поэтому держал Иоанна Крестителя в темнице. Но мне непонятно: почему он именно на этой пьяной оргии не побоялся гнева народа и поддался на уговоры развратницы? И второе: где был тот народ, который Крестителя почитал как пророка, который даже пальцем не пошевелил, когда Иоанна казнили, а голову потом уже нашли?»
– Да, вопрос очень серьезный, очень важный. Действительно, где был тот народ? Как правило, всегда так и бывает: с одной стороны, народ слушает… Народ часто бывает как толпа, которая тоже может поступать по страстям. Сейчас слушают праведника, удивляются, как хорошо говорит, каются, восторгаются. А потом, когда надо заступиться за правду, сказать слово правды, весь этот народ куда-то исчезает. Поэтому и получилось так же со Спасителем. Весь народ слушал Христа, восторгался: какой великий пророк восстал, сколько было исцелений, чудес, насыщений! А когда Господа предавали на распятие, все кричали: «Распни, распни Его!» То же самое. Где был этот народ, который получил столько благодеяний от Бога, от Христа? Так же произошло и здесь.
А почему Ирод не побоялся убить? Потому что когда человек одержим страстью, он действует только по страсти. Здравый смысл уже не действует на него, это как опьянение, как беснование. Наверное, уже тогда страх вытесняется безрассудным желанием исполнить какой-то грех. Человек перестает владеть собой, поэтому Ирод и совершил это преступление. Вы правильно сказали, что Ирод жалел, печалился, он не хотел этого, но уже не мог этого не сделать: в нем уже действовал грех, действовала страсть.
– То есть поступил не по совести. Значит, невозможно одновременно жить по совести и угождать своей плоти?
– Это главный принцип нашей Церкви: если хочешь жить по совести, иметь чистую совесть, ты должен немного смирять свою плоть, научиться ею управлять, не давать ей свободы. Плоть человеческая повреждена грехом еще со времени грехопадения Адама. Если слушаться плоти, так или иначе, всегда будешь согрешать, всегда будешь попадать в яму греха, всегда будешь творить не свою волю, не волю Божью, а волю лукавого. Поэтому Церковь нам заповедует посильный подвиг – молитвы, поста, воздержания. Постоянный. И это касается, конечно, не только пищи, но и всей жизни человека. Отсечь то, что мешает, лишнее, что приводит ко греху. Научиться безропотно терпеть скорби, не осуждать, не роптать ни на что. Это тоже пост. Это тяжело бывает и для души, и для тела, но это тот узкий путь, который ведет человека ко спасению, и не только его самого ведет ко спасению, но позволяет человеку стать светом, который светит другим. Как Иоанн Предтеча, о котором Сам Господь сказал, что он был светильник. Он светил, и все хотели греться в этом свете, наслаждаться им. А почему он был светильник? Потому что он сам был подвижником, жил в пустыне, не вкушал мяса, не пил вина, не имел никакой собственности, молился Богу и проповедовал покаяние. Поэтому он стал светом. Каждый из нас, если хочет победить грех внутри себя, начинает с того, что постится, подвизается, но при этом он незаметно для других становится светом, незаметно для самого себя. Другие люди ощущают, что стало немножко лучше с этим человеком, хорошо, потому что от него идет какой-то свет, тепло. Наверное, только так мы можем побеждать зло и помогать друг другу – не обличением, не грозными укоризнами: что ты поступаешь неправильно, грешишь?.. А просто самим стремиться к свету, чтобы стать светом для других людей, которые нас окружают.
– Вопрос телезрительницы: «С детства у нас в семье было принято 11 сентября не вкушать продуктов круглых – яблок, огурцов, помидоров, капусты особенно. Естественно, все было без растительного масла. Это предрассудки и суеверия или все-таки правильно?»
– Спасибо за вопрос, его многие задают. Наш народ настолько благочестив, что часто люди находят для себя еще какие-то дополнительные подвиги поста. В качестве такого подвига некоторые берут на себя ответственность, чтобы не вкушать круглое. Наверное, нет в этом логического смысла. Дело не в том, чтобы это было круглое или квадратное, а в том, чтобы человек в этот день какой-то подвиг совершил, какое-то воздержание. В этом отношении это хорошо. Хотя, как в любом деле, могут быть крайности. Смотришь, что это круглое, – не буду есть, а квадратное буду есть. Какая разница? Если ты в этот день хочешь усилить свой пост, как-то потрудиться – тогда это хорошо, но не надо придавать большого значения внешним формам. Для кого-то лучше в этот день просто побольше помолчать. Ешь картошку круглую, но больше молчи: будет больше пользы.
Есть много других разных местных традиций, которые соблюдают люди. Но любая традиция должна соотноситься с главным – ради чего мы это делаем, для чего. Если для того, чтобы лучше в этот день помолиться, лучше увидеть свои грехи, побыть в храме, тогда это хорошо. А если это просто ради формальности (чтобы исполнить, успокоиться и сказать, что все исполнил, совесть чиста), тогда это теряет свою силу, теряет смысл. Может быть, в день постов хорошо сходить к больным, помочь бедным, делать дела милосердия. Это тоже пост, те плоды покаяния, которых ждет от нас Господь.
– Иоанн Предтеча был светильником. Что нужно для того, чтобы современному человеку быть светильником, и что мешает этому?
– Светильник – это чистое сердце человека. Мешает нечистота сердца. А нечистоту сердца трудно сохранить при многозаботливости, многопопечительности, когда человек постоянно занят какими-то делами, житейскими вопросами. Трудно сохранить чистоту сердца. Поэтому так мало света в нашем мире, что мало тех людей, которые могут сохранить воздержание, сохранить молитву и не увлекаться суетными, житейскими делами. Даже в Церкви, к сожалению, очень много мы заняты внешними трудами – строительством новых храмов, ремонтом, хозяйственными делами, даже социальной деятельностью. Это все хорошо, но это не самое главное. Это то, что должно быть просто приложением к основному. А основное – это очищение сердца покаянием, молитва. Тогда человек может стать светильником.
– Вопрос телезрительницы: «Почему сегодня в храме батюшки служили в пасхальных одеждах? В память пророков, мучеников облачения желтые или темные, сиреневые, а сегодня красные, пасхальные. Почему?»
– Это не совсем пасхальные одежды, все-таки это день строгого поста. Обычно в этот день фиолетовые облачения. Например, в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (кстати, накануне Пасхи в некоторые дни тоже совершаются богослужения в фиолетовых цветах). Может быть, есть облачения, которые похожи на красные, но вообще оно не красное должно быть, а фиолетовое. Скорее это фиолетовый цвет. С одной стороны, это цвет скорби. С другой – цвет духовной радости, потому что для христианина дни почитания креста, почитания Иоанна Предтечи – это дни скорби. Но с другой стороны, дни, когда человек осознает силу покаяния, силу победы Христа над смертью. Через страдания, через скорбь побеждается смерть, побеждается грех. Поэтому цвет облачения фиолетовый. Может быть, в некоторых храмах он бывает красный. Иногда говорят, что красный цвет – это воспоминание крови, которую пролил Предтеча за правду Божию. Может быть, и так это можно объяснить.
Вообще цвет облачений появился сравнительно недавно в истории Церкви. Самый древний цвет – белый, в древности христиане служили всегда в белом. А потом уже, в средние века, появилась разница цветов в соответствии с разными праздниками. В дни поста были темные цвета, в дни праздников – разные: в дни Божией Матери – голубой, святителя – золотой, а Господские праздники, как самые древние, остались белыми. Например, праздники Крещение, Рождество Христово остались с древним цветом – белым.
– Вы сказали, что Церковь призывает нас к воздержанию, к строгости. Как сохранить строгость и не впасть в фанатизм?
– Строгость к себе – это веление сердца. Когда человек ощущает любовь к Богу, ему хочется совершать подвиг, хочется воздерживаться от греха – по велению его сердца, по любви. Если строгость вызвана любовью, тогда она не приводит к фанатизму. А строгость без любви становится фанатизмом. Тогда человек начинает строго относиться к себе, требовать от других. Тогда для него цель – это сама строгость. А главное – любовь – забывается. И вот чтобы не было фанатизма, не было строгости, которая всех вокруг обличает, от всех требует строгих правил, нужна любовь. И сострадание к людям. Потому что когда человек сам страдает от греха и чувствует, как это тяжело, он готов сам сострадать ближнему, сострадать тем, кто находится в таком же состоянии, как он. Поэтому даже если кому-то хочешь что-то подсказать, говоришь это без осуждения, без желания человека уязвить, обидеть. Наоборот, желаешь ему помочь, жалеешь его и стараешься его поддержать, утешить, чтобы он быстрее ощутил радость. Не скорбь – и так скорби в жизни хватает, а радость от встречи с Богом, от того, что он может покаяться и исправить свою жизнь.
– То есть строгость к себе совмещается с мягкостью к другим людям?
– Строгость к себе приводит к мягкости к другим людям, конечно.
– А мягкость к себе влечет за собой…
– Мягкость к себе приводит к равнодушию, ко всем прочим страстям, которые человека лишают духовной радости, полноты жизни.
– Иоанн Предтеча был пророком, который призывал к покаянию. Я думаю, что будет уместно побольше поговорить о покаянии сегодня, о значении покаяния в духовной жизни.
– Мы об этом как раз и начали, говоря о том, почему это торжество, почему сегодняшний день – день трагедии – является праздником. Потому что праздник – в смысле покаяния, в смысле того, что мы в этот день можем осознать свои грехи, осознать, что мы тоже причастны к тому злу, которое совершается в мире. Хотя бы чуть-чуть каждый из нас причастен ко злу, совершаемому в мире. Поэтому нам необходимо покаяние. Покаяние дает человеку радость. Поэтому и праздник сегодня – праздник покаяния, праздник того, что человек может увидеть свет. Свет и смысл своей жизни через подвиг, через молитву, через покаяние. Покаяние, конечно, имеет разные ступени, разные стадии, степени. Но главное – оно начинается тогда, когда осознаешь свою неспособность самому ничего исправить, когда ты понимаешь, что сам не можешь себя сделать лучше, не можешь делать добро, научиться прощать, пока Господь не поможет. Поэтому покаяние всегда сочетается с обращением к Богу, человек начинает молиться и просить: «Господи, помоги, я погибаю, не могу сам ничего исправить в своей жизни».
Не зря Иоанна Предтечу называют проповедником покаяния, потому что он готовил народ к принятию Христа через покаяние. «Покайтесь, приблизилось Царство Божие» – его слова, потому что только через покаяние можно по-настоящему прийти к Богу. Только через покаяние можно получить освобождение от греха, те благодатные дары, которые Христос нам даровал Своей крестной смертью.
Бывает очень легко начинать путь покаяния, когда человек видит свои большие грехи, осознает, что он тяжело согрешил, и ему легко покаяться. А потом наступает недоумение: а в чем дальше каяться, что дальше делать? А самое трудное – это видеть мелкие грехи, повседневные, с ними бороться. Потому что мелкие грехи мешают человеку видеть Бога, ощущать помощь Божию, благодать Божию, радоваться, молиться. Как раз подвиг поста, воздержания заключается в том, что мы внимательно относимся к деталям своей жизни, к так называемым мелочам, стараемся во всем исполнять заповеди, соблюдать молитвенное правило, пост, соблюдать воздержание. Здесь нет ничего маловажного, все важно. Даже малейшее слово, которое сказано некстати, даже принятая нечистая мысль могут разрушить наш внутренний мир, лишить нас радости, лишить дерзновения молиться Богу. Тогда уже, когда появляется это ощущение важности внутреннего делания, важности беречь себя от любого малейшего греха, наступает состояние, о котором святые отцы говорят, что человек имеет постоянный плач о грехах. Но уже при определенной чистоте сердца Господь дает плач о грехах. Когда человек постоянно видит свои грехи, видит, что он их постоянно совершает, он все время обращается к Богу с покаянной молитвой: Господи, помилуй меня, грешного! Это и есть состояние приближения человека к Богу. Это и есть тот момент, когда человек сам может стать светом для других, может стать светильником, который освещает и греет тех, кто вокруг него.
– Вопрос телезрителя: «Иоанну Крестителю была отрублена голова. Цель любого христианина – спасти свою душу, попасть в линию праведных. Человек стремится спасти свою душу, попасть в рай, а тело в конце концов – на попрание псам. А как же в этом случае православный обряд погребения?»
– Вопрос действительно важный. Я так понимаю: почему Церковь с таким почетом провожает тело усопшего? Православный обряд погребения действительно проникнут мыслью, что тело усопшего – это святыня, святые мощи; в Требнике так и говорится. Церковь с благоговением их провожает до места последнего упокоения, до могилы. Как это сочетается? Сочетается таким образом, что когда спасается душа человека, когда человек становится сосудом Духа Святого, благодати Божией, то освящается и тело его. Пример этому – святые мощи, мощи святых угодников, которые и по смерти становятся источником благодати, имеют дар исцеления, дают человеку благодать. Освящается не только душа, но и тело. В знак того, что и тело освящено благодатью, Церковь почитает тела усопших.
Конечно, были примеры некоторых подвижников, которые говорили: «Меня после кончины не хороните, а бросьте на съедение псам». Но это особый, исключительный подвиг, подвиг смирения, когда человек говорит: «И тело мое грешное бросьте на попрание псам». И то даже в этих случаях это тело, которое должно было быть отдано псам, может стать источником особой благодати Божией, потому что освящено молитвенным подвигом этого праведника. Поэтому Церковь никогда не относилась к телу с пренебрежением. Наоборот, тело вместе с душой спасается и вместе с душой может стать причастницей благодати Божией. Поэтому у нас существует православный обряд погребения, мы не сжигаем тело, не развеиваем его прах по ветру, потому что тело почитается наравне с душой. Спасаются и душа, и тело человека.
– Вопрос телезрительницы: «Можно ли подавать записки на обедню за здравие людей, которые крещены, но не ходят в церковь, не причащаются?»
– Действительно, существует древнее правило, что если человек не ходит в храм больше трех воскресных дней подряд, то он исторгается из церковной общины, уже не является христианином по своей жизни – и за него не положено совершать проскомидию, поминать его имя на литургии. Это древнее правило, которое в современных условиях не всегда возможно исполнить. Здесь, наверное, Церковь поступает с точки зрения икономии, то есть снисхождения к немощи человека. Да, человек не ходит в храм, но он крещен. За него кто-то должен молиться, какая-то молитва за него должна быть. Поэтому в настоящее время таких людей пишут в записке, если он крещеный. Если он не богоборец, не еретик, не хулит Церковь, его пишут в записке.
Другое дело, если человек прямо противопоставляет себя православной вере и говорит: «Я это все вообще презираю, я богоборец». Тогда такого человека, наверное, не надо писать. А как правило, большинство людей крещеные и имеют какую-то веру, и мы их пишем в записках. Хотя по древним правилам не всегда положено. В монастырях часто не принимают записки за тех, кто в храм не ходит. Но как-то молиться за этих людей надо, поэтому мы молимся.
– Какие должны быть истинные плоды покаяния, что такое плоды покаяния?
– Об этих плодах покаяния, Духа Святого говорит апостол Павел: плод духовный есть любовь, милосердие, кротость, воздержание. Когда это уже не что-то принудительное для человека, какая-то тяжелая ноша, которую трудно нести; трудно быть кротким, милосердным, трудно любить. А когда это уже состояние души человека, когда он не может уже по-другому, когда он уже вот такой – не может не любить, не прощать, не может не молиться. Вот это, наверное, плоды покаяния, плоды Духа Святого. Но эти плоды приобретаются подвигом, большим трудом. И не только таким подвигом, который человек сам на себя берет, но может быть подвиг, который Господь на него накладывает через близких, через окружающую обстановку, через скорби, болезни, терпение укоризн, клеветы, всяких неприятностей на работе, в жизни, болезней и так далее. Тот подвиг, который человеку помогает прийти к истинному покаянию. Для меня это очевидно: когда я бываю в больнице, я вижу плоды этого покаяния людей, когда они попадают в состояние тяжелой болезни. Человек преображается, он становится совсем другим, в корне меняет свое отношение к жизни. Это бывает очень радостно видеть, что таким образом человек побеждает грех, который был в нем, которому он служил, – и вдруг исправляется благодаря своей болезни, благодаря скорби, которую Господь ему дает.
– Болезнь может помочь человеку, который болеет, и, наверное, тому, кто помогает этому человеку. Я знаю, что в вашем храме набираются волонтеры для помощи больным людям. Не могли бы Вы подробнее об этом рассказать?
– Да, у нас при храме существует группа милосердия, группа волонтеров, которые навещают больных. Не просто чтобы им принести продукты или еще что-то, но главное, для того, чтобы им рассказать о Христе, о покаянии, помочь людям прийти к Богу. Нам очень нужна помощь таких волонтеров, потому что больница у нас большая. Если кто-то откликнется и будет готов нам помочь, я всех приглашаю. Я уверен, что каждый, кто придет, сам получит большую радость, потому что это тоже плоды покаяния. Человек желает послужить ближнему, послужить страждущему, больному, разделить чужое горе. Это тоже плоды покаяния, которые помогают человеку ощутить радость от того, что жизнь исправляется, что удается победить грех. Потому что если сидишь в комнате, один на один с самим собой, очень трудно исправиться, измениться. А когда ты приходишь в больницу, приходишь к человеку страждущему, видишь его горе, страдания, ты невольно смягчаешься, невольно меняешься. Начинаешь ценить то, что раньше не ценил, на что не обращал внимания.
– Что нужно сделать человеку, который захочет стать волонтером и помочь вашему храму и больнице?
– Либо просто прийти в наш храм, либо позвонить по телефону нашего храма, обратиться или ко мне, или к любому священнику, или просто к социальному работнику храма, телефон которого есть у нас на сайте: 8-495-945-37-46 (телефон храма). В храме висит телефон социального работника. Это несложно. Причем график этой помощи может быть любой. Если есть два часа в неделю – уже хорошо, уже можно это время использовать, чтобы прийти в больницу. И совсем необязательно, что вы будете это делать регулярно: пришли – и будете обязаны в определенное время всегда приходить. Нет возможности – ничего, есть возможность хоть раз в месяц прийти – уже очень хорошо, потому что люди этого ждут, они очень ждут, когда к ним придут со словом утешения. А самое главное утешение – не просто погладить человека по головке и сказать: «Все будет хорошо, ты выздоровеешь». Это не утешение. Самое главное утешение – сказать им о Христе, сказать о том, что есть вечная жизнь, есть Царство Небесное. Если мы сможем так послужить ближнему, думаю, Господь и нам поможет исправиться.
– Если у кого-то возникнет желание финансово помочь вашему храму, что нужно сделать? Позвонить или еще как-то связаться с вами?
– Конечно, я очень благодарен всем, кто откликается. Слава Богу, прихожане у нас очень добрые, отзывчивые: когда просишь, всегда откликаются. Но мы всегда нуждаемся в помощи, потому что наш храм больничный, не так много бывает народу на богослужении. Поэтому нам бывает финансово трудновато. Тем более что у нас есть и хозяйственные работы, и строительные, необходимо вести ремонт, и социальная деятельность, и обустройство нашего храма, который еще не до конца восстановлен, отреставрирован. Если у кого-то есть возможность помогать – любой суммой, любыми средствами, то всегда очень рады. Можно зайти на сайт, там есть реквизиты храма, есть и все необходимые телефоны. Можно позвонить в церковную лавку, если какая-то информация. Можно позвонить в храм или просто встретиться со мной. Любая помощь, любая самая малая лепта есть выражение любви, и эта любовь очень согревает. Если ты чувствуешь, что тебя поддерживают, поддерживают храм, помогают ему, то легко становится молиться. А если легко молиться – значит, Господь во всем поможет.
– Время передачи подходит к концу. Еще несколько слов о смысле праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи и напутствие нашим телезрителям.
– Я всем желаю в такие праздничные дни ощущать духовную радость, радость молитвы, покаяния, чтобы это покаяние раскрывало для нас новые горизонты жизни. Потому что когда человек по-настоящему кается, он начинает видеть, как прекрасен мир, как прекрасны люди, которые окружают нас, как прекрасна жизнь, которую нам Господь дает, сколько хорошего мы можем еще сделать в этой жизни. Всем желаю сил, помощи Божьей, чтобы Господь нас утешал Своей благодатью, давал нам силы трудиться, молиться, помогать нашим ближним. Храни вас Господь и Матерь Божья, всех поздравляю с праздником, желаю всем духовной радости.
Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попов