Мой путь в Православие: как святая великомученица Екатерина меня к Богу привела
Детство.
Крестили меня по традиции в раннем детстве. Мама точно не помнит, когда именно: то ли в 6 месяцев, когда умер мой отец, то ли в полтора года, когда мама вышла замуж за отчима.
Первые воспоминания о Православии. Мне пять лет, сестре три годика. Она стоит перед иконкой, старательно складывает пальчики в крестное знамение и пытается перекреститься. Я смотрю на неё с презрением: «Не крестись, а то в пионеры не примут!» Рядом прабабушка-старообрядка, она слышит все, но молчит, не ругает меня. Объясняет сестре: « Ты пальчики не щепоткой делай – это значит, что ты только берешь, ты два пальчика сложи – так ничего взять не получится!»
В 1989 году мне 10 лет. Только начала появляться первая духовная литература. Читаем с подружками детскую Библию. Репринтное издание. Оригинал был выпущен в 1906 году. Помню, особенно впечатлил меня рассказ о том, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице.
Я уже точно знаю, что Бог есть. Его не может не быть. Глядя на природу нельзя утверждать, что все в этом мире появилось случайно.
Посмотрела фильм «Д`Артаньян и три мушкетера». Там Кетти молилась своей святой. Я тоже стала молиться святой Екатерине, поскольку о существовании других святых я не знала. Просила я, конечно, не о знакомстве с дворянином. Просила святую, чтоб она мне помогла узнать про Бога и стать верующей.
Читаю Лермонтова. Мои любимые стихотворения о молитве. Одно из них заканчивается словами: «От страшной жажды песнопенья пускай, Творец, освобожусь, тогда на тесный путь спасенья к Тебе я снова обращусь». Я тогда писала стихи, пыталась петь. Прочитала это стихотворение, как молитву.
Я в баптизме.
Чудеса! Бог меня услышал!
Мне 13 лет. К нам в школу пришла новая учительница по географии. Она стала, попутно с уроками, рассказывать нам о Христе. Причем она приносила с собой фланелеграф (специальное пособие для изучения с детьми Священной истории) и свои рассказы богато иллюстрировала. И приглашала нас в церковь. Учительница была из баптистов. Поначалу я не воспринимала приглашение всерьез. А потом мне стало неудобно. Что это такое, меня приглашают, а я игнорирую. Надо зайти хотя бы из вежливости. На молитвенном собрании мне понравилось. Люди доброжелательные, сразу нас приняли, пригласили на молодежное общение. Постепенно подружились с ребятами. Потом я покаялась и приняла крещение. Там говорили, что православное крещение в детстве — не правильное, надо принимать крещение по вере. Правда их не смутило, что я и сейчас была ребенком, на момент крещения мне было 14 лет.
В баптизме я задержалась на 10 лет. Было много хорошего, немало плохого. Самое главное – это то, что мне удалось прочитать Библию и узнать о Христе, Его жертве, нашем спасении…
Но, несмотря на уверения пасторов, что мы можем расслабиться, так как уже спасены, мне все время чего-то не хватало. Не было чувства близости к Богу. Сейчас понимаю, что не хватало исповеди, не хватало возможности перекреститься. Рука порой сама тянулась ко лбу, но я себя одергивала. Православие не приветствовалось, иконы презирались, тех, кто носил крестики, пасторы укоряли и стыдили. А одно из самых главных отличий на мой взгляд — это отсутствие в баптизма веры в Приснодевство Пресвятой Богородицы. Они не считают Её святой, для них Она просто обычная женщина, хоть и особо избранная Богом.
***
Как-то раз я попыталась зайти в православный храм. Но на воротах я увидела объявление, что женщинам без платков и в брюках вход строго воспрещен. Я обиделась и ушла. Почти на 15 лет.
В 18 лет я вышла замуж. Он тоже был баптистом. Причем, старше меня на много, и разведен на момент нашего знакомства. Пастор по-честному предупредил, что лучше бы нам не жениться, но мы не послушали, а зря! Жизнь потом расставила все на свои места.
Период безбожия.
Брак стал давать трещину практически с первого дня, но прожили мы вместе 9 лет.
Мне 23, я молодая мама замечательного мальчика, которого мы всей семьей вымаливали у Бога. К сожалению, в моей жизни начался период безбожия. За это время я успела расстаться с мужем, второй раз выйти замуж и стать дважды мамой. Из баптизма я окончательно ушла.
Я думаю, что не только нам без Бога плохо, но и Ему без нас. Незаметно Господь начал приучать меня к Православию.
Попали мы как-то с сыном в больницу. Полечились, выписались, идем домой. Навстречу бабуля — «Божий одуванчик».
— Сходите в храм, милая, Господа поблагодарите за исцеление ребеночка.
В памяти всплывает старая обида.
— Да, кто меня в ваш храм пустит, — грублю я, — видите, я в брюках и без платка!
— Ничего, милая, Господь смотрит не на одежду, а на сердце, а платок в храме дадут! Иди с Богом!
Зашли. Как смогли, помолились.
Мои лучшие друзья попросили меня стать крестной их маленькой дочери. На тот момент мы все были баптистами, но почему-то было принято решение крестить ребенка в православии. Наверное, как и меня – по традиции. Помню, что мне было очень неловко креститься и класть поклоны перед образом Пресвятой Богородицы.
Но с этого момента я всерьез стала интересоваться иконопочитанием. Мне необходимо было самой понять, откуда оно возникло, почему православные так ревностно относятся к образам святых, что по этому поводу говорит Священное Писание.
Впоследствии, уже после расставания с баптизмом, я читала много литературы на эту тему. Единственным авторитетом для меня в духовных вопросах было Священное Писание (как для любого протестанта), поэтому для меня важно было найти именно там свидетельства допустимости иконопочитания. Постепенно я пришла к выводу, что иконы – это не так плохо, и вообще очень даже хорошо.
Воцерковление
Наконец, произошло событие, которое перевернуло всю мою дальнейшую жизнь.
Мой лучший друг решил принять крещение.
Он прошел нелегкий путь от убежденного язычника-славянина до глубоко верующего человека. За него 15 лет молилась жена и ближайшие друзья. Теперь он был готов принять Православие, и я на правах лучшей подруги была приглашена присутствовать на Таинстве.
Я немного робела входить в храм, так как побаивалась священников, считая их строгими, надменными и неприступными людьми. Я почему-то решила, что меня непременно выгонят, что я никто, не член семьи, что мне нечего здесь делать. Но как только в крестильню вошел батюшка, все мое предубеждение как рукой сняло. Я не знаю, как назвать то, что я почувствовала, благодать это или что, но я поняла, что православный священник — это образ Христа.
Батюшка деликатно попросил нас не указывать в свидетельстве никаких крестных. Потом повел нас в помещение, где должно было совершаться Таинство. Заметив, как я нервно кручу в руках фотоаппарат, не решаясь фотографировать, он мне кивнул, мол, можно снимать. Впоследствии, уже познакомившись с ним поближе, я поняла, насколько он деликатный, тактичный, кроткий и смиренный человек. Другие прихожане это тоже подтверждают.
Потом события стали разворачиваться стремительно. Мы крестили детей, потом появилась необходимость водить их к Причастию, на этом настояла воцерковленная свекровь. Потом в Москву привезли мощи святого Димитрия Солунского.
Об этом событии надо рассказать отдельно. Моего мужа зовут Дмитрий. Он по молодости был довольно беспечным человеком. Мне очень хотелось, чтобы он обратился к Богу. Я решила, что надо поехать к мощам святого Димитрия, что это знак и надо воспользоваться шансом.
Чудеса! При выходе из метро я совершенно случайно столкнулась с батюшкой, который крестил моего друга, он приехал читать Акафист. Он меня узнал и с улыбкой поприветствовал.
На этом чудеса не закончились. Очереди к мощам не было! Обычно приходится стоять часами, а мне досталось всего 20 минут! Такая возможность дается наверное только самым-самым новоначальным.
Все это было замечательно. Но надо нести ответственность за свои грехи. Я не могла причащаться, так как крещение в баптизме делало меня вероотступницей. Помню свою первую исповедь, как я тщательно готовилась по книжке архимандрита Иоанна Крестьянкина, как волновалась, когда надо было все говорить вслух. Миропомазание. Первое Причастие.
4 января 2009 года я стала православной христианкой.
Можно ещё рассказать о том, как святой Димитрий Солунский помог моему мужу, как Пресвятая Богородица избавила его от страсти к алкоголю, о том, как было принято решение повенчаться, но это все как-нибудь потом.