Среда 4-й седмицы по Пасхе – Преполовение Пятидесятницы (29 мая)
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе.
Тропарь Праздника Преполовения Пятидесятницы, глас 8
Незаметно пролетели три с половиной недели после Пасхи. И уже на 25-й день по Пасхе, в среду 4-й седмицы – Седмицы о расслабленном, православные христиане отмечают праздник Преполовения Пятидесятницы. Это – недвунадесятый Господский праздник, носящий также названия Преполовения Господня или Преполовения (по греч. Μεσοπεντηκοστή).
Праздник Преполовения знаменует собой середину пятидесяти дней между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа — Троицей, соединяя между собой эти два великие христианские торжества. «Празднику преполовляющуся Твоего, Христе, Воскресения и Божественнаго пришествия Святаго Твоего Духа, сшедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства», — воспевает Церковь в день Преполовения[1].
Наименование праздника Преполовения Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он во дни земной Своей жизни в третий год Своей евангельской проповеди в преполовение Ветхозаветного праздника кущей[2] вошел… в храм и учил (Ин. 7, 14).
День Преполовения — древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст. В V веке святитель Анатолий Константинопольский, в VII святой Андрей Критский, в VIII преподобный Иоанн Дамаскин, в IX преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь и ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения.
Со времен Божественного учения Господа, когда Он в преполовение праздника кущей вошел… в храм и учил (Ин. 7, 14), Преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Ибо иудеи, слыша учение, преподаваемое Им в праздник кущей, дивились… говоря: как Он знает Писания, не учившись… Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? Также многие говорили об Иисусе Христе: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос (Ин. 7, 15, 31, 40–41).
Этим Своим учением Господь ясно показал Себя, как говорит синаксарь на Преполовение, Мессией, Ходатаем перед Богом за человеков, Законодателем и равным Богу Отцу: «Тоя ради вины настоящий праздник празднующе и Средопятидесятницу именующе, Мессию воспеваем Христа». «Став научает посреде праздника Христос-Мессия среде учителей»[3].
Празднуя Преполовение Пятидесятницы, Церковь, как и в прочие дни, исповедует Божественную благость, мудрость и славу Спасителя. Паремии в праздник Преполовения служат истолкованием и как бы дополнением той проповеди, которую Спаситель произнес в праздник кущей. В паремиях Праздника благодать Святого Духа уподобляется Спасителем воде, подающей жизнь жаждущим спасения. Так, во второй паремии (Ис. 55, 1; 12, 3–4; 55, 2–3, 6–13) под именем воды, на которую Господь призывает жаждущих, подразумевается благодать, которую пролиет Дух Божий, сойдя в день Пятидесятницы, как воду премудрости и жизни. Третья паремия из Притчей Соломоновых (Притч. 9, 1–11) живо изображает Спасителя, всю Его благость и все величие, когда Он громко возгласил: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37).
Чтением Апостола на литургии в день Преполовения (Деян. 14, 6–18) Церковь проповедует Божественную мудрость, силу и славу Воскресшего, которые проявились в благодатной силе и мудрости святых апостолов Павла и Варнавы, которых за чудесное исцеление хромого и мудрую проповедь ликаонские язычники назвали богами: Варнаву Дием, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове (Деян. 14, 12). Чтением же Евангелия (Ин. 7, 14–30) Церковь благовествует о прибытии Иисуса Христа в Преполовение праздника кущей в Иерусалим и о Божественном учении Спасителя в Иерусалимском храме.
Вспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от снисхождения Ангела в Силоамскую купель и особенно Божественное учение Иисуса Христа, преподанное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость, Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души доводами благочестия, «яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет».
Итак, ветхозаветный обряд возлияния воды на жертвенник[4] Церковь заменила своим крестным хождением на реки и колодцы и освящением воды в них.
В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Интересна праздничная традиция Преполовения в современной Греции: храмы в честь Святой Софии (Премудрости Божией) празднуют свои престольные праздники в день Преполовения (так как в некоторых песнопениях Преполовения Христос именуется Премудростью Божией, также читается паремия о «пире Премудрости» (Притч.9)). В России такой традиции нет, однако у нас есть несколько храмов, освященных буквально в честь Преполовения Пятидесятницы.
Особенности богослужений Праздника.
В богослужении этого праздника все время говорится о воде: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами…», что основано на евангельском тексте праздника с проповедью Христа в храме, когда Иисус учил: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38).
Преполовение Пятидесятницы – один из 3-х дней в году (два других – Новолетие (1/14 сентября) и Обновление храма Воскресения (13/26 сентября)), когда совершается необычная комбинация служб: великая вечерня и утреня с великим славословием (обычно великой вечерне соответствует утреня с полиелеем и, наоборот, пред славословной утреней совершается вседневная вечерня). На утрене полиелея нет. Поются два праздничных канона — Феофана Исповедника и Андрея Критского.
Вся служба посвящена только празднику: пасхальных песнопений в службе минимум (присутствуют только те, которые являются частью последования: «Христос воскресе…» 3 раза в начале каждой службы, «Воскресение Христово видевше…» на утрене, припев «Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти аллилуиа» на литургии). Показательно, что не поются даже катавасия и задостойник Пасхи (вместо них у праздника своя катавасия и свой задостойник).
В сам день Преполовения и на отдание праздника задостойником является ирмос девятой песни 2-го праздничного канона: «Чужде матерем девство, и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем»; в дни попразднства поется пасхальный задостойник «Ангел вопияше …» и «Светися, светися…».
Также в Праздник поется особый Причастен: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем, рече Господь». Это — второй и последний в нашем Уставе случай, когда причастный стих берется не из Псалтири (первый — Пасхальный «Тело Христово…»).
В конце литургии (обычно по заамвонной молитве) совершается сначала малое освящение воды, а затем — крестный ход с пением пасхальных песнопений.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайта:
- Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Пост. Пасха. Пятидесятница. — М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
[1] Последняя стихира на «Господи воззвах», поемая на великой вечерне праздника.
[2] Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников. Он был установлен в память пребывания евреев в кущах во время странствования их и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (см.: Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (см.: Исх. 39, 43). Праздник продолжался восемь дней, первый и последний из которых были особенно святы (см.: Лев. 23, 34–43).
[3] Стихи, предваряющие синаксарь Преполовения.
[4] Это обряд торжественного восьмого дня Праздника кущей, когда осуществлялось торжественное возлияние воды. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона, золотой чашей черпал свежую и чистую воду. При звуке труб он возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда неумолчно пел «великое аллилуия», то есть шесть псалмов (Пс. 112–117). Возлияние воды было знамением излияния Святого Духа.