skip to Main Content

По Псковскому морю

12-15 июля 2015 года состоялась паломническая поездка прихожан нашего храма  по маршруту Псков-Печоры – остров Залит, остров Белов — Изборск.

Возможно ли человеку 21 века попасть в сказку? Есть ли сейчас такие места, о которых писал классик: «В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит».
Верите вы, или нет, что есть такие «острова сказок», — мы расскажем вам о них правдивую историю.
Прихожане храма иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», отправились в паломническую поездку по маршруту: Псков-Печоры – остров Залит, остров Белов — Изборск под руководством экскурсовода Земсковой Людмилы Анатольевны, которая приоткрыла нам дверь в удивительный мир святынь псковской земли.
Она разработала цикл поездок по монастырям и храмам псковского края. Одна из таких поездок предстояла нам на праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. Людмила Анатольевна не понаслышке знает двух подвижников веры, просиявших в этом крае: отца Николая Гурьянова на острове Залит и отца Бориса Николаева в деревне Малая Толба на берегу. Оба были репрессированы за веру, провели долгие годы в тюрьмах и лагерях. Они прослужили в своих храмах более сорока пяти лет, дружили, исповедовались друг другу. Людмила Анатольевна часто ездила к этим двум старцам и знала их лично не один год. Поэтому она много рассказывала в поездке о святой жизни этих старцев, о чудесах, которым она была свидетелем, о чем мы не услышали бы и не узнали, если бы нам не повезло поехать именно с ней на экскурсию.
Рассвет за окнами остановившегося поезда раскрасил небо розовыми красками. Почти все еще спали, когда вдруг со стороны станции Дно на нас надвинулась эпоха столетней давности. Ставка царя Николая Второго. Принесли бумагу об отречении. Он должен подписать. Никого нет рядом, кто поддержал бы его. «Кругом предательство, трусость и обман». Его вынуждают отречься от престола, и не видит другого выхода, кроме как подписать бумагу. Слышите, какая скорбь в этой тишине на рассвете? Видите ли вы глаза государя, подписавшего себе смертный приговор? В эти чистые глаза невозможно смотреть, не опуская долу головы. Осознаем ли, какую жертву он принес? Понимаем ли, что мы все, весь народ повинны в том, что случилось тогда?
Из Пскова автобус увозит нас в Псково-Печорский Успенский мужской монастырь. Вот это сказка, так сказка! Купола со звездами золочеными! Ели вековые, развесистые. Кругом цветы вдоль аллей, на клумбах и даже на каменных стенах! У входа в Успенский храм, сидит на табуретке старенький схимонах. К нему тянется нескончаемая вереница людей, которых схимник выслушивает, всем отвечает. Все новые и новые группы паломников прибывают.
Вот река народная и не прекращается. Мы же идем в келью отца Иоанна Крестьянкина. О нем с любовью рассказывают те, кто знал его при жизни: отец Филарет и духовная дочь батюшки Татьяна Сергеевна. Мы чувствуем необыкновенный душевный подъем.
И, не смотря на то, что келья маленькая, понимаем, какой в ней сокрыт огромный духовный мир! Мы прикладываемся к иконам с благоговением, ликует сердце в радости и любви. Нас щедро одаряют отец Филарет и Татьяна Сергеевна просфорой, конфетами, книжицей келейной о. Иоанна на добрую память во спасение души. «Однажды, — рассказывает Татьяна Сергеевна, — я спросила батюшку, после того как долго не разговаривала с ним: — А Вы на меня батюшка обиделись?» Он улыбнулся: «Девочка моя, мне на любовь времени не хватает, когда уж обижаться».
Батюшкина любовь. Кто прикоснулся к ней однажды – будто в сказке побывал!
Мы увидели в пекарне сложенные горкой огромные сказочные хлебы. А вот и сам пекарь перед нами. Разрешил сфотографировать, подсказал, как лучше снять хлебы, чтобы виден был размер. Еще и щедрый ломоть отрезал размером с нашу обычную буханку. И все с такой необыкновенной любовью, с такой щедростью души!
Мы уже в пути на Святую горку.
Поднимаемся на самый верх. Купола и кресты оказываются прямо перед глазами. Здесь на Святой горке восемьсот лет назад шумел дремучий лес. Звероловы на этом месте слышали дивное пение и обоняли запах ладана. Но объяснить эти чудеса не могли, пока однажды спиленное дерево, падая, не зацепило корни других деревьев, обнаружив подземный вход с надписью на стене: «Богом зданные пещеры».
Тогда первыми подвижниками, супругами Вассой и Ионой стал строиться Успенский храм. С тех давних времен монастырь не закрывался никогда. И вот мы видим на Святой горке необхватный многолетний дуб, огромных размеров камни-валуны, представляем, как на этом камне молился первый инок — святой Марк.
Подошло время, назначенное для посещения знаменитых святых печорских пещер. В ближних пещерах – раки с мощами преподобных Марка, Вассы и Ионы. Мы прикладываемся к гробницам и поджидаем
проводника по дальним пещерам. Вереница людей со свечами в руках тянется по узким проходам. Кругом захоронены тысячи иноков.
Мы молимся у могилы «великого наместника» о. Алипия.
Поклоняемся гробу о. Иоанна Крестьянкина. «Постучитесь к батюшке, — говорила Татьяна Сергеевна, — он всех слышит». Вечером – всенощное праздничное бдение. В большом соборе тысячи богомольцев приехали почтить память первоверховных апостолов Петра и Павла. В разных местах за аналоями непрерывно идет исповедь. На высоких хорах справа и слева попеременно поют смешанный хор из мирян и монастырский монашеский хор. Необычно выполнен алтарь. Он напоминает высокую беседку с куполом, покоящимся на восьми столбах. Много икон старинных и чудотворных, к которым прикладываемся по окончанию службы.
На этом день еще не закончен. После трапезы нам разрешают помолиться в молельной комнате. Электрического света здесь нет. Мы затеплеваем лампадки у икон иконостаса, ставим свечи на подсвечники. Лики святых подсвечиваются только мерцающим светом от свечей и лампад. Благодарим Бога за сказочный, чудесный день. Просим сил душевных и телесных. Готовимся к причастию.
Утром звонят призывно колокола к ранней литургии. Вот теперь можно внимательней рассмотреть пещерный Успенский храм. Представьте себе гору, в которой выкопаны при строительстве храма большие пещеры, которые со временем оделись в каменные стены и закрылись высоким фасадом. Внутри получились уютные небольшие помещения с арками и переходами. Все они наполнились богомольцами, плотно смыкающими ряды. Но эта теснота временная. Гораздо сильнее и дольше теснят нас греховные страсти. Мы молимся в удивительном месте, мы присутствуем на литургии в древнейшей обители. Рядом с нами мощи подвижника преподобномученника Корнилия. Ощущаем необыкновенную благодать и святость от старинных икон, мощей святых и даже от этих стен. Из нескольких чаш причащаются счастливые христиане. Сколько радости посылает Господь. Сразу после службы мы отправляемся к Пскоскому морю. Там каждый год совершается возобновленный шестьсот-летний крестный
ход «Дорога жизни» из Спасо-Елеазаровского монастыря к островам Белов и Залит. Особенность этого крестного хода в том, что он частично идет по воде на теплоходе. Мы должны были присоединиться к нему, но когда наш автобус прибыл на пристань в Толбе, то выяснилось, что корабль только что ушел. На помощь нам пришли быстроходные частные катера. Они быстро повезли нас к острову Белов. На выходе в море из залива показался теплоход, на котором стояли красиво монахи и священники с хоругвями и иконами. Корабль плыл медленно и величественно. С борта судна раздавалось праздничное молитвенное пение. Кругом до горизонта — бескрайняя вода. Лишь справа впереди маячат очертания островов, к которым мы держим курс. Получив приличную порцию адреналина, прыгая на легком катерке по волнам, мы, наконец, благополучно достигли берега острова Белов.
Мы, высоко водрузив хоругвь с Казанской иконой Божьей Матери над нашей паломнической группой, с иконами Божьей Матери «Отрада и Утешение» и преподобномученицы Елисаветы, с торжественным пением «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас» дружно встречали прибывший к тому времени, теплоход. Присоединившись к крестному ходу, мы поднялись на высокий крутой берег, к храму. Крестный ход двинулся вглубь острова к Святой горе с водруженным на ней крестом, где был отслужен праздничный молебен с акафистом апостолам Петру и Павлу под проливным дождем. Монахи-воины стояли с хоругвями, вымоченные насквозь. Евангелие читали под зонтами. Завершением крестного хода на острове Белов стала богатая трапеза.
Далее паломники отправились на остров Залит. Во времена советской власти крестный ход был запрещен, но отец Николай совершал часть крестного хода по острову, не смотря на запрет властей. За подвижническую святую жизнь наградил Господь отца Николая многими дарованиями. Имея дар прозорливости, он на исповеди сам называл грехи, которые совершил кающийся. «После смерти о. Николая, исповедуясь у других священников, мы никак не могли понять, почему они не перечисляют нам наши грехи, мы так привыкли с детства, что батюшка сам их нам называл. «Отцы же спрашивают, почему мы на исповеди молчим? — рассказывает жительница острова, — а мы до того не удивлялись, что батюшка прозорливый и имеет дар исцеления от болезней, что и за чудеса это не считали. Мы так жили. Лишь после смерти отца Николая поняли, какое чудо нам было даровано».
Теплоход прибывает в бухту острова Залит. Вот и храм святителя Николая, большой, просторный, по-домашнему устланный деревянными крашеными полами, в котором много лет служил старец Николай. Старинные паникадила, со свечами вместо электрических ламп, чудотворная икона Богородицы «Благодатное небо». Недалеко по улице деревянный старый домик, в котором сохранен нехитрый батюшкин скарб: епитрахиль, висящая на гвоздике, железная кровать, кресло, в которое он усаживал гостей, когда поил их чаем. Иконы, фотографии, ларцы с частицами мощей святых. К зеленой дверце этого домика в глубине сада не зарастает народная тропа. Вот и сейчас, ожидая встречи крестного хода, идут вереницей паломники. Напротив батюшкиной кельи — кладбище. Сразу после входа, посередине дорожки, заботливо убранная могилка старца, увенчанная художественно выполненным распятием. «Похоронят меня на дороге», — пророчествовал отец Николай. Мы присаживаемся на скамеечку, и тут же прилетает стая голубей, один из них смело садится на подставленную руку. В тишине кладбища ясно ощущается присутствие старца. «Приходите ко мне на могилку. Я всех услышу», — приглашал еще при жизни старец приезжающих к нему за духовными советами. Под праздничный колокольный звон мы встречали монахов и монахинь с чудотворными иконами Спасо-Елеазаровского и Крыпецкого монастырей, прибывших на остров Залит с очередным теплоходом. Вокруг всего острова пронесли хоругви и иконы. На кладбище у могилы старца служили панихиду. В храме святителя Николая все паломники дружно пели акафист Иисусу сладчайшему. Затем была трапеза с русским искренним гостеприимством.
Увозил нас с острова Залит моторный ботик. Мы долго смотрели на отдаляющийся к горизонту остров с возвышающейся над ним, как маяк, колокольней. На берегу, в деревне Малая Толба мы посетили кладбищенский храм Святого Духа, где более сорока пяти лет служил протоиерей Борис Николаев. Их было трое, живших в одно время на псковской земле: отец Иоанн Крестьянкин, отец Николай Гурьянов и отец Борис Николаев. Три подвижника благочестия, настоящие богатыри, силушку имеющие не в теле, а в молитве и духе. Двое из них были известны многим, а отец Борис, получивший от Господа не меньшие дары, был сокрыт от людей до времени. Лишь немногие духовные чада свидетельствуют теперь о чудесах, исцелениях, прозорливости батюшки. Как светильник не может быть под спудом, так и отец Борис был переведен из маленькой деревни в Москву духовником Рождественского монастыря, где ныне в усыпальнице покоится его тело.
На следующий день в монастыре праздновали именины отца Иоанна Крестьянкина. Была торжественная панихида и в храме, и в келье. Владыка благословил чай с пирогами на площади перед Успенским собором. Мы уезжали из монастыря переполненные радостью. По пути посетили сказочную крепость Изборск, спустились к источникам «Двенадцати апостолов», набрали целебной водицы, посмотрели окрестности с высоты крепостных стен.

В Пскове обзорная экскурсия закончилась у поклонной башни на набережной, с которой открывается прекрасный вид на реку Великая и Мирожский монастырь.
Поблагодарив молитвенно Спасителя за теплоту, за ласку, за добрую сказку, мы задумались о том, что пути Господни неисповедимы. Не случайно собрал Он нашу паломническую группу в этой благодатной поездке. Мы окрепли духовно, получив радость утешение и духовную силу. Будем же добрее, будем снисходительнее друг к другу, терпимее, будем же хоть немного подражать подвижникам благочестия ушедшего века, с которыми нам позволил встретиться милостивый Господь, к святости которых разрешил прикоснуться.

Back To Top
×Close search
Поиск